Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Журнал "Бриз" 1 - 1995

ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ БРОНЕНОСНОГО ФЛОТА.

Крымская война показала всему миру мощь новой разрушительной артиллерии, одновременно открыв и способ противоборства. И все-таки, несмотря на несомненный боевой успех броненосных батарей у Кинбурна, эти новые в военном отношении корабли оказались настолько немореходными, что не смогли вызвать большого интереса у лордов Адмиралтейства. Построенные уже в ходе войны английские плавучие батареи с броневым бортом, не участвуя в боях, тихо и мирно сгнили в портах за несколько лет и английские моряки не проявили особого беспокойства по этому поводу. Но для Франции идея бронирования бортов кораблей показалась достойной внимания как средство, способное поколебать могущество Британии на море. Сразу после окончания войны, в 1856 году, главный строитель французского флота Дюпуи де Лом предложил разработанный им проект дальнейшего развития флота и программу военного кораблестроения, в соответствии с которой в ближайшее время предполагалось заложить 15 броненосцев, в числе которых вошли;

2 броненосных, фрегата 1-го класса;

4 броненосных фрегата 2-го класса;

4 броненосных фрегата 3-го класса;

5 броненосных лодок.

Весной 1858 года морское министерство Франции утвердило проект программы, которая вскоре была одобрена правительством, и уже в мае 1858 года началась постройка первых фрегатов "La Gloire", ТInvincible" и "Le Normandie", а начале следующего года еще одного - "La Couronne".

. Появившиеся в Англии сведения о предполагаемом французском строительстве вызвали бурную реакцию общественности. В 1857 году печать начинает призывать к строительству мореходных броненосцев. Один из наиболее ярых сторонников нововведений капитан Мурсом пытается обосновать все выгоды такого изменения военно-морской доктрины. Этой же точки зрения придерживались известные английские кораблестроители Скотт-Рассел и Айзек Уотте, высказавшиеся в пользу железного и броненосного кораблестроения. Такие колебания в морских и общественных кругах не могли не заставить лордов Адмиралтейства обратить внимание на броненосцы, но не более того - дальше простого любопытства их внимание не распространилось. В это время морское командование "владычицы морей" было озабочено совсем другим.

После окончания Крымской войны темпы пополнения британского флота новыми кораблями несколько снизились. Построив в самом конце войны громадное количество канонерских корветов и лодок для действий в шхерах мелководного Балтийского моря, и израсходовав на них немалые средства, Адмиралтейство, в конечном итоге, получило несколько сотен малопригодных в мирное время небольших вооруженных судов. В то же время количество крупных боевых кораблей увеличилось незначительно. К началу 1859 года соотношение британского и французского флотов почти уравнялось, причем далеко не все британские корабли были новой постройки. Наглядно это видно из следующей таблицы:

Англия Франция
Линкоров и фрегатов 84 86
Пушек на них 5974 5294
Суммарная мощность    
механизмов в л.с. 47.740 46.890

*) Кроме указанных: в английской береговой страже числились девять 60-пушечных блокшивов, а во Франции в различных стадиях постройки находились четыре броненосных фрегата.

Такое состояние британского флота сильно обеспокоило Адмиралтейство. 25 февраля 1859 года Первый лорд Адмиралтейства Сэр Джон Пакингтон изложил Парламенту правительственную программу усиления флота, согласно которой в течение 1859 года предполагалось построить и спустить на воду (в том числе достроить ранее начатые) 6 линкоров и 5 фрегатов, а также переоборудовать из парусных в винтовые еще 5 линкоров и 4 фрегата. Кроме того, предполагалось заказать на частных заводах 2 броненосца. Парламент одобрил программу и выделил из государственного бюджета, средства на ее осуществление. Начавшиеся работы велись достаточно быстрыми темпами и флот заметно обновлялся. Уже 13 февраля i860 года секретарь Адмиралтейства в докладе о состоянии флота привел следующие данные:

На воде - 48 линкоров и 34 фрегата, 9 блокшивов береговой стражи;

Готовы к спуску - 2 линкора;

Отстраиваются и переделываются -11 линкоров и 9 фрегатов;

На стапелях - 4 броненосных фрегата.

Но на деле, как оказалось, состояние флота было не так благодушно. Если Франция планомерно усиливала свой флот броненосцами (а в 1859 году было заложено еще несколько кораблей, и в том числе оказавшиеся единственными в мире двухдечные батарейные броненосцы "Magenta" и "Solferino"), то Британия строила в большом количестве деревянные линкоры и всего лишь только начинала развертывать броненосное кораблестроение. Дело усугублялось тем, что это состояние Адмиралтейство не пыталось и не хотело изменять. Пополнение флота деревянными кораблями продолжалось. Всего за 1859-1860 годы на британских верфях были заложены новые или продолжалось строительство ранее заложенных 52 деревянных линкоров и фрегатов. На их фоне закладка первых броненосцев с железным корпусом выглядит любопытным исключением, тем более, что строились они без какой бы то ни было определенной идеи, так как авторы проектов первых броненосцев при их создании придерживались тех же тактико-технических задач, что и при разработке проектов деревянных линкоров. Это же можно сказать и о французских конструкторах, (так же как и о всех других), так как еще не существовало разработанной и проверенной тактики броненосцев), однако французы заведомо создавали свои броненосцы для борьбы с английскими деревянными линкорами. Английские же адмиралы, основываясь на опыте парусников и первых паровиков,

считали, что броненосцы должны отвечать всем требованиям морской службы, а не только для уничтожения себе подобных кораблей. Они хотели, чтобы новые корабли годились как для обычной рутинной службы в мирное время, так и для одиночного крейсерства в военное время и для эскадренного линейного боя. При этом -совмещая мощную артиллерию, могущую пробить любую защиту противника, и броню, выдерживающую попадания снарядов любого калибра.

А между тем, превосходство броненосцев над обычными линкорами становилось очевидным. Специально учережденная в Англии комиссия по изучению возможности использования брони в военном флоте ("Iron Plate Comittee") провела серию опытных обстрелов по броненосной батарее "Trusty". Результаты, подтвердившие огромные возможности брони, не стали для Адмиралтейства неожиданными и тем более .ошеломляющими. Сюрпризом для них, и довольно неприятным стало то, что история повторялась. Как после Крымской войны в британском флоте оказалось несколько сотен ненужных ему канонерских лодок, так и сейчас новейшие многопушечные линкоры оказались бесполезны и беспомощны перед уже готовыми французскими броненосцами. Общее настроение тех лет хорошо выразила газета Thimes" 8 начале 1861 года: "...Мы находим,

что Франция имеет 35 винтовых линейных кораблей на воде и 2 - на стапелях, у нас же 53 - на воде и 14 строится вновь или переделываются из старых, то есть почти вдвое больше, чем у наших соседей. Если броненосный корабль есть единственный корабль, способный для сражения, то наше превосходство заключается только в совершенно лишнем бремени. После двухлетних громадных усилий, мы успели наполнить наши гавани неспособными судами вдвое больше против французов. Вот результат наших недавних расходов,- вот следствие перестройки нашего флота..."

Из истории известно, что англичане всегда быстро реагировали на свои просчеты. Так и в данном случае они смогли в короткий срок развернуть собственное броненосное кораблестроение. Уже в начале 1861 года британский флот имел на плаву в достройке фрегат "Warrior" и еще три броненосных фрегата подготавливались к спуску. Была подготовлена программа кардинального усиления флота, предусматривавшая в 1861 году начало строительства и переоборудования в броненосцы 11 кораблей. Предусматривалось, что новые корабли будут строиться частными верфями, которые могли обеспечить кратчайшие сроки строительства, а работы по переоборудованию будут вестись на казенных заводах.

БРИТАНСКИЙ ФЛОТ В СЕРЕДИНЕ 1862 ГОДА-(Смотри таблицу на следующей странице)

БРОНЕНОСНЫЙ ФРЕГАТ "WARRIOR".

Обеспокоенное усилением французского флота английское Адмиралтейство предложило заводчикам разработать проект мореходного броненосца. Не имея определенной доктрины броненосного флота, морское командование разработало тактико-технические условия на создание проекта по опыту использования обычных деревянных линкоров, без учета особенностей броненосцев. В числе этих условий оговаривались:

- обязательный железный корпус;

- высокая, 14-узловая скорость;

- защита батареи 4,5" железной броней;

- вооружение наиболее мощными в то время

68-фунтовыми орудиями.

На рассмотрение Адмиралтейства поступило 14 проектов, из которых был отобран проект главного строителя британского флота Айзека Уоттса. Автор постарался не отходить от форм многопушечных деревянных линкоров, его главной целью было достижение как можно более высоких технических и боевых характеристик. Это достигалось за счет резкого увеличения длины корабля, что в свою очередь оказалось возможным только благодаря применению железного корпуса. Были приняты все меры для сохранения прочности. По сравнению с французскими "панцирными броненосцами" железные корпуса английских кораблей оказались большим шагом вперед и только благодаря им оказалось возможным стремительное развитие этого класса кораблей в английском флоте в ближайшее десятилетие. Отчасти применение железа вызывалось все большим ростом металлургической промышленности, в особенности на частных заводах, а также резким снижением импорта строительного леса из Америки и северной Италии. Попыт-

ка использования испанского леса в судостроении оказалась неудачной, и большая партия дерева, завезенная в Англию оказалась последней и единственной.

"Warrior" был заложен 25 мая 1859 года, когда первые французские броненосцы уже подготавливались к спуску. Название корабля, означающее в переводе "Воин", традиционно передавалось в английском флоте от корабля к кораблю с 1781 года. Официальный контракт на строительство корабля был заключен позже -13 сентября 1859 года. Сборка корпуса велась в Блэку-олле на стапеле частной верфи "Ditchburn and Mare & Со", принадлежащей судостроительной компании "Thames Iron Works". В соответствии с контрактом спуск корпуса на воду предполагалось произвести 11 апреля 1860 года, еще через три месяца - 11 июля корабль должен был подготовлен к пробам (без рангоута и внутренней отделки). Но строительство фрегата затяну- лось, а поскольку договорные сроки выдержаны не были фир-. ма-строитель получила извещение о штрафе в 50 тысяч фунтов стерлингов.

Строительство корабля нового в то время типа не могло не вызвать различных споров и предположений. Еще до спуска на воду Совет Адмиралтейства начал сомневаться в правильности выбранного проекта, прочности и мореходности будущего корабля. В итоге длительных обсуждений была выработана резолюция Совета, откровенно говорящая об обстановке, в которой строился фрегат. Выдержка из нее гласила:"... Из фрегата "Warrior" выходит совсем не то, что мы желали, но истратив на него столько денег, посмотрим, что из него выйдет..." Поскольку строительство затянулось были приняты меры к ускорению спуска фрегата, и в том числе перераспределена часть заказов, длительность поставки которых могла замедлить работы. В частности, некоторую часть железных плит перезаказали Вуличс-кому заводу.

БРИТАНСКИЙ ФЛОТ В СЕРЕДИНЕ 1862 ГОДА-

ДЕРЕВЯННЫЕ ВИНТОВЫЕ кол-во □утек годы водовзмещевве длвва вврава осадка мощв.маввв скорость (уз) запас угля
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ (ед.) (IT.) постройка (тонн) <".) (м.) (И.) (В.л.с.) 1спнт./реальн. [дней пути)
■Howe-, "Victoria" 2 121 1861 6000 90,9 18,2 7,45 1000 13,2 / 11,5 5
■Marlborough", -Wellington" 2 131 1855 5800 74,0 18,5 7,95 800 11,8 / 10,8 5
"Donegal", "Gibraltar" я др. 3 101 1855-1861 5600 71,8 16,7 7,52 800 11,0 / 10,0 5
"Duncan", "Defence" в др. 6 101-91 1858-1862 5800 86,9 П,4 7,83 800 13,0 / 11,5 5
"Agamemnon", "James Watt" в др. 8 91 1852-1859 5000 72,2 17,6 7,39 600 до 11 / до 10 6
"Nile", "Neptun" в др. 11 90 1854-1859 4400 60,3 16,3 7,33 500 7-11 / 6,5-10 6
"Саеваг", "Pr.Royal" в др. 5 90 1853-1858 3300 63,6 17,2 6,55 400 10,5 / 9,5 6
"Brunshwik", "Centurion" в др. 11 80 1856-1862 3600 57,8 17,0 6,80 400 8,5 / 7,8 6
"Blenheim", "Ajax" в др. 4 60 1848-1859 3000 54,8 14,8 6,36 450 8,0 / 7,2 6 •
■Russell", "Hastings" в др. 5 60 1855 2800 52,2 14,5 6,38 200 6,7 / 6,2 6-7
БРОНЕНОСНЫЕ ФРЕГАТЫ                  
"Caledonia", "Royal Oak" в др. 5 51 1861-1862 6500 83,2 17,6 6,80 800   6-7
■"arrior","В.Prince","Achillea" 3 40 1861-1862 9000 115,8 17,5 8,00 1250 14,0 / 11,2 6-7
"Defence", "Resistance" 2 22 1861 6000 85,3 16,2 7,50 600 12,0 / 10,0 6-7
■Hector", "Valiant" 2 32 1862- ... 6400 85,4 17,0 7,50 800 . . . 6-7
ПАРОВЫЕ ФРЕГАТЫ                    
"Mersey", "Orlando" 2 40-50 1859 5400 93,5 15,6 6,86 1000 13,3 / 12,3 6-7
"Shannon", "Dartmouth" в др. 17 51-36 1856-1861 3000 70,5 15,0 5,55 600 в 500 12,0 / 11,0 6-7
"Doris", "Ariadna" 5 32-26 1859-1860 ! 4000 84,0 15,0 6,15 800 15,0 / 13,5 6-7
"Imperieuse" 8 51 1852-1858 3400 64,5 15,0 6,60 400 10,6 / 10,0 6-7
"Termagant", "Curacoa" в др. 5 31-25 1848-1854 2200 65,0 13,0 5,60 350 - 300 10,8 / до 9 6-7
ПАРОВЫЕ КОРВЕТЫ                    
"Pearl", "Ganymede" в др. 20 21-22 1850-1861 2000 56,0 12,0 4,92 400 11,3 / 10,8 6-7
"HyghfIyer","Brisk","Esk" в др. 14 21-12 1848-1854 1200 - 1800 50,0 до 11,5 5,17 250 - 200 до 9,4 / до 9 6-7
ПАРОВЫЕ 1ЛЮПЫ                    
"Flyingfieh", "Pioneer" в др. 4 6 1856 1000 60,7 9,2 3,60 350 11,6 / 10,6 6-7
"Myrmidon", "Coquette" в др. 32 17- 4 1856-1861 800 53,5 8,5 3,32 200 11,0 / 10,0 6-7
ТИХОХОДНЫЕ АВИЗО 22 17- 9 от 1848 1000 - 550 до 50 до 9,7 ДО 4,2 150 - 60 до 8 /до 7,5  
БОМБАРДИРСКИЕ КОРАБЛИ 3 12 1855-1857 1800 46,6 12,6 5,42 200 9,0 / 8,0  
БРОНЕНОСНЫЕ БАТАРЕИ 7 14-16 1854-1860 1600 51,3 13,5 2,57 200 - 150 5,0 / 4,5  
КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ 220 2 - 4 1854-1856 до 800 Р- Р* Р- до 800    
КОЛЕСНЫЕ ФРЕГАТЫ 23 28- 6 по 1850 развое Р- Р* Р- 800 - 400 до 12 / до 11 12 - 14
КОЛЕСНЫЕ КОРВЕТЫ 13 б до 1850 развое Р. Р- Р- 350 - 300 до 12 / до 10 10
КОЛЕСНЫЕ АВИЗО 59 6-1 до 1850 развое Р- Р- Р- 280 - 100 7-12,5 / 5,0 5
яхта "Victoria and Albert" 1 6 1856 ...       600 7,0 / 5,0 5

Наконец в декабре 1860 года корабль подготовили к спуску. 29 декабря, с наступлением прилива он двинулся по стапелю, но пройдя несколько метров замер. Из-за сильного мороза насалка на полозьях застыла. Лишь через несколько часов, с помощью трех буксирных пароходов фрегат был стащен на воду. В это время уже начинался отлив. После спуска корпус был отведен в док Виктории, где производилась достройка и установка машины. После этого его предполагали перевести в Портсмут для установки рангоута. 8 августа 1861 года, после вторичного докования в том же доке, корабль отправился в Грингайт для погрузки вооружения и припасов. На него был назначен экипаж из 660 человек. Командиром фрегата стал капитан Артур Кокрэн. После погрузки пушек и нового докования для очистки дна, фрегат, выйдя 10 октября из дока, отправился на официальные испытания в Сток-бей. 24 октября фрегат "Warrior" был официально принят флотом.

ОПИСАНИЕ ФРЕГАТА "WARRIOR".

Броненосец имел железный корпус, изготовленный по поперечной рис теме набора, опробованой ранее на коммерческих суд!ах, но с некоторыми улучшениями в отношении продольной прочности. Корпус делился на 14 водонепроницаемых до ватерлинии отсеков, при этом часть переборок доходила до батарейной палубы. Оконечности корпуса за пределами защищенной батареи были разделены на 27 водонепроницаемых отделений.

Наружнего киля броненосец не имел. Его заменял металлический продольной брус толщиной 32 мм. и высотой 1 м. Кроме него .<в число продольных связей входили по шесть стрингеров^ каждого борта, между которыми были уложены разрезные (из отдельных листов железа длиной по 1,5 м.) шпангоуты Т-образной формы, имевшие в разрезе высоту 0,61 м. При этом угольники шпангоутов не разлезались, то есть были непрерывны и проходили сквозь стрингеры через специально прорезанные отверстия. В/Надводной части шпангоуты имели наклон внутрь около, 15 градусов. Шпация равнялась 1,12 м.

Поверх набора на днище, в пределах первых стрингеров, была уложена внутренняя железная обшивка в целях усиления прочности. Одновременно обшивка выполняла функции двойного дна, ,но к сожалению чисто номинально, так как высота набора была Невелика и междудонное пространство оказалось незначительным. Листы внутреннего дна укладывались не по всей длине корпуса, а только в ряде мест, в частности под механизмами и котлами. В таких местах трюм делился на много водонепроницаемых отделений. Снаружи, в подводной части были устроены добавочные кили - по два на каждый борт, высотой 0,38 м.

Вдоль бортов, по всей длине корпуса были устроены бортовые коридоры, ограниченные внутри двумя переборками на расстоянии чуть более метра от борта и по высоте доходящими до батарейной палубы.

Жилая палуба сделана деревянной, верхняя и батарейная настелены железными листами и сверху укрыты деревянным настилом. Палубные бимсы тоже железные.

Носовая часть имела длинный шек с гальюном и носовой фигурой воина, сохраняя былую красоту парусников. Большинство носовых шпангоутов в подводной части имели V-образную форму, отчего даже неутяже-ленный броней нос не получил достаточной плавучести и по мнению адмирала Дакресса (в То время - команду-

ющего эскадрой Английского канала) боялся килевой качки. На более поздних броненосцах носовые шпангоуты делали U-обраэной формы. Форштевень был изготовлен из единной массивной детали, без шпирона, но возможность нанесения таранного удара предусматривалась.

Кормовая часть, также не бронированная, имела круглую форму, с раковинами.

На верхней палубе, была установлена капитанская рубка, защищенная броней.

Обе дымовые трубы располагались между двумя носовыми мачтами, ближе к носу от миделя.

ТОЛЩИНЫ НЕКОТОРЫХ ЛИСТОВ КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ БРОНЕНОСЦА.

Набора 12-18 кн. (1/2--3/4")

Обинвкн 17-22 ми. (9/12"-11/12")

фунтовые 32 мм. (1,25й)

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕНОСЦА.

Полное водоизмещение 9137 т.
Вместимость (полезная нагрузка) 6109 т.
Длина между перпендикулярами 115,82 м.
Длина по калю 102,91 м.
Длина наибольшая 127,80 м.
Ширина с броней 17,68 и.
Глубина иятрвна 6,71 м.
Высота от киля до верхней палубы 12,65 и.
Осадка по чертежу носом 7,87 м.
кормой 8,15 м.
Осадка на испытаниях носом 7,77 х.
кормой 8,05 м.
Площадь погруженной части  
мвдель-нпангоута 113,25 кв.к.
Площадь грузовой ватерлинии 1662,41 кв.м.

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ БРОНЕНОСЦА "WARRIOR".

(по книге Д.Мертваго "Таблицы броненосных флотов всего мира". 1874 год.)

Пустой корпус с отделкой, без брони 51,8% 4710,7 Т.
Артиллерия с припасами 5,9% 536,5 т.
Вертикальная броня с подкладкой 14,9% 1355,0 т.
Механизмы с водой в котлах 10,1 % 918,5 т.
Машинные запасы и топливо 9,8% 891,2 т.
Различные запасы, рангоут.такелаж,    
паруса и иное 7,5% 682,0 т.
Всего: 100% 9093,9 т.

"Warrior" был снабжен 9 шлюпками для различных целей, в том числе:

два 42-футовых барказа; один 36-футовый полубарказ; два 30-футовых катера; один 25-футовыЙ тгатерг одна 32-футовая четверка; одна 22-футовая четверка; одна 14-футовая двойка.

ВООРУЖЕНИЕ.

По проекту оба первых броненосца предполагалось вооружить 40 гладкоствольными пушками. Из них в батарее предполагалось 34 - 68-фунтовые пушки, на верхней палубе еще две такие же 68-фунтовые пушки и четыре 40-фунтовые пушки Армстронга. Вес бортового залпа защищенных броней пушек равнялся 401 кг.(884 фунта).

Но к моменту готовности корабля состав вооружения по приказу Адмиралтейства был изменен. В батарее количество пушек увеличили на две, установив 26 - 68-фунтовых, а на верхней палубе разместили десять 78-фумтовых орудий Армстронга побортно и два 110-фунтовых в оконечностях. Пушки предполагалось установить на новых станках, в которых во время выстрела откат ствола производился по специальным каткам. Сам же станок при этом, в отличии от прежних конструкций, оставался неподвижным, что позволяло для поворота ствола использовать специальный стержень. Благодаря этому устройству ширину орудийных портов в батарее уменьшили вдвое-Буквально через несколько месяцев на верхнюю палубу назначили иной состав артиллерии: две 110-фун-товые нарезные пушки Армстронга и четыре 40-фунтовых. Кроме того, для шлюпок и десанта добавили две 25-фунтовые пушки.

Вообще же, в ходе службы, вооружение на броненосце изменялось не один раз, что, впрочем, было обычным явлением того времени. На многих кораблях количество или калибр орудий мог быть изменен (правда, в незначительных пределах) приказом командира соединения или начальника порта (военно-морской базы) не только без перечисления корабля в другой ранг, но даже без изменения штатного вооружения.

Кардинальное перевооружение на "Warrior" произошло в середине 60-х годов, когда броненосец получил нарезную артиллерию - 30 современных орудий. В батарее установили четыре новых и наиболее мощных в то время 8714,8-калиберных пушек весом по 9 тонн каждая и двадцать две 7" пушки весом по 6,5 тонн. На верхней палубе разместили еще четыре таких же 7" пушки.

В ходе капитального ремонта в начале 70-х годов состав вооружения на фрегате вновь изменился, правда, незначительно - в батарее количество 7" пушек уменьшили на две, а на верхней палубе, наоборот, увеличили до восьми. Кроме них имелось несколько штатных малокалиберных (четыре 20-фунтовых) пушек для стрельбы по минным шлюпкам, для десантов и для салютов. Все орудия в батарее размещались под прикрытием брони. Ниже приведены данные по весу залпа в разных направлениях корабля:

Бортовой 990,20 кг.

В нос корабля 249,50 кг. В корму корабля 124,75 кг.

Орудийные порты фрегата были сделаны в виде амбразуры. В свету они имели 1,09 м., ширина с наруж-ней стороны 0,61 м. Высота нижних косяков порта от ватерлинии 2,7 м.(это позволяло использовать артиллерию при качке до 12 градусов). В зависимости от состава вооружения и других нагрузок эта высота изменялась в небольших пределах.

Серьезным недостатком считалось отсутствие защищенных броней погонных и ретирадных орудий, тем более, что угол обстрела пушек в батарее составлял всего 25-30 градусов от траверза порта (то есть 50-6О градусов на борт у каждого орудия).

Технические данные пушек, находящихся на вооружении британских кораблей описываемого nq»io/ui.

пушка вес вес вес начальная скорость
  пушки снаряда заряда снаряда
  [т.] [кг.] [кг.] [м./сек.]
  ЧУГУННЫЕ, ГЛАДКОСТВОЛЬНЫЕ:  
32-фунтовая 2,9 14,52 4,45 515,11
8" бомбическая - 3,25 22,45 4,45 453,54
б8-фунтовая 4,75 30,85 7,26 481,28
80-фун./18-кал. 5,13 36,29 4,54 377,95
ДУЛЬНОЗАРЯДНЫЕ, НАРЕЗНЫЕ, ЖЕЛЕЗНЫЕ.*
110-фун./14,2-кал. 4,17 49,90 4,54 308,76
7" /15,9-кал. | 6,5 52,16 9,98 435,86
8" /14,8-хал. 9,0 81,65 13,61 405,38
9м /13,9-кал. 12,0 113,4 19,50 408,43

БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА.

Во время проектирования корабля и в период его сооружения была проведена большая подготовительная работа по изучению наиболее подходящей системы бронирования фрегата. По инициативе специально учереж-денной комиссии в Шибуринессе было проведено много опытных стрельб по броневым щитам, на основании ре-

зультатов которых давались рекомендации по технологии изготовления брони, наиболее выгодной толщине, способу крепления и другим немаловажным деталям. На некоторых из этих экспериментов, оказавших наибольшее влияние при составлении технических условий проекта, следует остановиться подробнее. В их число входят опытные стрельбы по броненосной батарее "Trusty". Это исключенное из строя судно было приспособлений

для экспериментов и обстреливалось пушками различных калибров, состоящих на вооружении английского флота и еще только изготовлявшихся, в том числе 90-фунтовой пушкой, производства манчестерского завода Уитворта. По результатам этих стрельб в Адмиралтействе сделали вывод, что пробитие 4" брони всегда возможно при благоприятных условях, но 5Н броня с 20" подкладкой может не опасаться разрушения. Именно в связи с таким решением конструкторы посчитали достаточным установить на броненосце 4.5" броню.

Наряду с этим были проведены эксперименты по выяснению необходимости подкладки под броню и оптимальной ее толщины. Для этого был выбран старый корабль "Sirius", на который навесили броневые листы в 4" и 6", но прямо на деревянный борт без подкладки и металлических подкреплений. Стрельба велась с близкого расстояния 68-фунтовыми ядрами. Броня хорошо выдержала попадания ядер, но осмотр внутри судна произвел неутешительное впечатление. В случае проникновения снаряда через броню разрушения внутреннего набора были незначительны. Но сотрясения плиты, выдержавшей попадание ядра были губительны для деревянных конструкций набора. Они расщеплялись и ломались, болты выбивались, деревянные кницы разбивались, не выдерживая мощных сотрясений плит. Судно получило разрушения, исправить которые было возможно только в доке. Было отмечено, что в боевых условиях корабль несомненно бы погиб. Подкладка, сдерживающая сотрясения плиты при попадании снаряда, становилась необходимостью. В случае ее отсутствия должны были проводиться мероприятия по дополнительному укреплению борта, в том числе металлические кницы и ридерсы. Одновременно комиссия отметила, что для изготовления брони вместо кованого железа предпочтительнее использовать переделочное прокаленное железо (annealed scrap iron), технология изготовления брони из которого была очень сложна и требовала немало времени, а также прокатное железо,

В течении последующего времени было проведено немало опытов по определению наиболее выгодного наклона борта, способу крепления брони к борту (предлагавшийся вначале крепеж бронеплит на винтах не оправдал себя. Ядра не пробивая броню, разрушали щиты, срывая плиты сотрясением при попадании в них). Проводились также опыты с многослойной броней.

На основании результатов этих экспериментов было решено на первых броненосцах ограничиться защитой средней части корабля на уровне ватерлинии и батареи. Броневые плиты опускались ниже ватерлинии на 1,5 м., доходя по высоте до бимсов верхней палубы. По краям бронированного борта устанавливались носовой и кормовой бронетраверзы той же толщины, по высоте также поднимавшиеся к верхней палубе.

Корма и нос корабля не бронировались, в числе прочего оставляя без защиты руль и винт. Частично это компенсировалось установкой водонепроницаемых платформ ниже уровня ватерлинии. Они ограничивали поступление воды, сохраняя плавучесть-о конечностей при пробоине борта выше платформы.

Бронеплиты пояса укладывались горизонтально на двухслойной тиковой подкладке. Брусья внутреннего из этих слоев, толщиной 12", горизонтально крепились на железный корпус, к ним присоединялись 6" брусья верхнего слоя, но уложенные теперь уже вертикально. На подкладке закреплялись броневые плиты, скрепленные с корпусом коническими болтами, длиной 810 мм., проходящими через оба слоя подкладки. Шляпки болтов

заподлицо прятались в броне, а внутри корпуса на болты навинчивались гайки.

Плиты бронетраверзов крепились по той же схеме, но в качестве подкладки использовался английский дуб, отличающийся большей подверженностью гниению от сырости, чем тик.

Стыки бронеплит в горизонтальной плоскости соединялись в "замок" с шипом по нижней кромке плиты. Несколько позднее обнаружилось, что такое крепление не обеспечивает достаточной прочности, так как ядра, попавшие в стык кололи плиту на расстоянии до 150-200 мм. от стыка. На последующих броненосцах от такого соединения отказались.

Для увеличения прочности борта в районе орудийных портов, выше и ниже их, корпус усиливался продольными связями, под которыми железный корпус утолщался двойным рядом железных листов 1/2" толщины. Эти связи крепились к корпусу двумя полосами углового железа. Общая толщина брони в районе портов достигала 7". Позже такое устройство было развито Эдвардом Ридом на его броненосцах.

Батарейная и верхняя палубы стелились железными листами толщиной 5/8" (15,7 мм.) на бимсы и сверху укрывались деревянным настилом.

Капитанская рубка на верхней палубе имела овальную форму с размерами 4,5 на 2,7 м. Она также обшивалась броней в 4,5" на подкладке из тикового бруса в 12" толщиной. Нижний ряд этого бруса крепился к палубным бимсам. Дпнна бронепояса 64,9 м. (213 фут)

Уровень пояса ниже ватерлинии 1,52 и. ( 5 фут)

Уровень пояса вше ватерлинии 4,8В м. (16 фут)

Толщина плит бронепояса 114 ми. (4,5 *)

Толщина плит бронетраверзов 114 ми. (4,5")

Длина бронеплит 4,65м.(15, 25фут)

Парана бронеплит 1,00 и.(3,25 фут}

Вес бронеплит около 4 т.

Толщина подкладки под броней 457 ми. (18")

Толщина обшвки под броней. 14,3 ми. (9/16")

Общий вес брони около 1000 тонн.

Общий вес подкладки 375 тонн

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА.

На фрегате "Warrior" была установлена паровая машина фирмы- "John Penn & Sons" (Гринок) горизонтального типа с инжекционным охлаждением. Машина имела два цилиндра, ось которых проходила на 2,13 м. ниже ватерлинии. Цилиндры этой машины в то время считались наиболее крупными в мире из всех, построенных для судов и вторыми по величине вообще из всех изготовленных когда-либо. Установка обеспечивала прямую передачу вращения на вал. Номинальная мощность 1250 IHP

Диаметр цилиндров 3,76 и.(112 фут)

Ход порвкя 1,22 м.(3б дюймов)

10 котлов пролетного типа располагались в двух котельных отделениях в нос и корму от мамины - по пять котлов в каждом.

Количество топок в одном котле 4

Количество трубок в одном котле 440

Вес воды в наполненном котле 19 тонн

Размеры котла 4,25 х 3,12 к.

Высота котла 3,76 и.

Площадь поверхности нагрева 18,49,33 кв.и.

(19.906 кв,фут) Площадь колосниковых решеток 70,51 кв.и.

 

Рабочее давление пара

 
(759 кв.фут)

1,55 кг/кв.см.

(22 фунта)

Во время капитального ремонта фрегата в начале 70-х годов котлы были заменены на более производительные - площадь нагрева увеличилась при этом до 2209,14 кв.м.(23.779 кв.фут), рабочее давление пара поднято до 1,75 кг./кв.см.(25 фунтов).

Броненосец имел один двухлопастный винт системы Гриффита, изготовленный из пушечного металла. Во время хода корабля под парусами винт можно было поднять на палубу через специальный колодец, устроенный над ним. Позже, во время ремонта этот колодец был ликвидирован, а двухлопастный винт был заменен на новый и зафиксирован на валу постоянно.

Диаметр винта 7,5 и. (24 '6")
Шаг винта 9,144 и. (2'6")
Шаг нового винта 8,440 и. (2'8,25")
Вес ванта 26 тонн
Длина составного валопровода более 36 и.
Количество оборотов  
при полной скорости 54 в кинуту

На палубе, между фок- и грот-мачтами (в районе котельных отделений) возвышались на 7,6 м. над палубой две дымовые трубы диаметром 2,4 м.

Вместимость угольных ям 850 тонн

Расход утюг 2,05 кт./л.с. в час

Дальность плавания при указанном запасе угля?

1170 миль полным ходом = 83 часа хода;

1420 миль 12,5-уз.ходом = 114 часов хода;

2100 миль 11-уз.ходом = 191 час хода.

Кроме главных механизмов имелась небольшая паровая машина в 40 л.с. для привода помп, вентиляторов и подъема якорей.

"Warrior" имел обычный прямой руль с площадью погруженной части равной 12,08 м. (130 кв.фут). Позже, после получения результатов испытаний поворотливости она была увеличена до 16,72 кв.м.(180 кв.фут).

25 октября 1861 года "Warrior" вышел на ходовые испытания на вымеренной миле. Они проводились в Сток-бее. По результатам шести пробегов были получены следующие результаты;

14,356 уз. при 5469 инд.л.с;

12,186 уз. при топке шести котлов;

11,040 уз. при топке 4 котлов.

При этом фрегат имел на борту полные запасы топлива, всю артиллерию и весь личный состав и находился в полной готовности к длительному плаванию (отмечалось, что корабль был подготовлен настолько хорошо и полно, что "на следующий день он мог уйти в крейсерство").

Если скоростные данные вполне удовлетворили Адмиралтейство, то испытания на поворотливость оказались не столь успешны. Из-за своей огромной длины фрегат очень медленно совершал повороты. На полном ходу время полной циркуляции, с момента отдачи команды на поворот до возвращения на прежний курс, оказалось очень большим. По результатам всех проведенных испытаний средний результат равнялся:

руль лево на борт ..11 мин. 04 сек.

руль право на борт .. 8 мин. 48 сек.

При этом 12 человек, стоящие на штурвале и руль-

талях, смогли отвести руль лишь на 15,5 градусов.

О поворотливости на иных скоростях можно судить по таблице. Все измерения в ней показаны с рулем, положенным право на борт.

Число оборотов вивта в нануту 10 20 30 40
Вран шлю! циркуляции (мин.-сек.} 28-46 15-30 10-46 8-45
Окружность циркуляции (метры) 2380 2515 3000 2990
Дваиетр циркуляции (метры) 760 800 955 950

Нагретая машина из состояния "СТОП" набирала полные обороты (разумеется, то же самое происходило и с винтом) через 11 секунд, обратное действие происходило за 31 секунду. Полный реверс с полного переднего хода на задний ход требовал 49 сек.

Проведенные позже замеры показали скорость под парусами и парами одновременно примерно 16 узлов в среднем, наибольшую 17,25 узлов.

Вообще же, по опыту эксплуатации механизмы броненосца заслужили хорошие отзывы. Они оказались тщательно выполненными и надежными в обслуживании. Капитан Кокрэн в своем рапорте о первом плавании фрегата в Гибралтар сообщал, что по выходе из Лиссабона он почти сутки "делал 13-14 узлов без всяких поломок в машине".

Позже "Warrior", находясь в эскадре Канала, участвовал во многих сравнительных испытаниях и неоднократно подтверждал эту скорость.

В 1864 году, после трехлетнего плавания броненосец был разооружен и поставлен в док для производства некоторых работ. В частности, была заменена палуба в батарее, винт устроен неподъемным, была прорезана броня под шпигаты, добавлены иллюминаторы в кубрике. Предполагалось также защитить броней рулевое устройство и винт, но в начале 1867 года поступил приказ срочно вооружить корабль и эти дополнительные работы произведены не были.

В апреле 1868 года на новых испытаниях в Сток-бее "Warrior".по результатам шести пробегов показал 14,079 узлов при индикаторной мощности 5270 л.с, а выйдя в море на 6-часовых испытаниях достиг 13.936 узлов при 5092 и.л.с. При этом водоизмещение броненосца составляло 9200 тонн.

Несколько ранее, в 1867 году, были проведены испытания с новым, увеличенным по площади рулем. Но полученные результаты лишь немногим оказались лучше прежних, о чем можно судить по выдержкам из отчета адмирала Уордена об этих опытах.

время полной циркуляции диаметр циркуляции
вправо полный ход 7 мин. 21 сек. 690 м.
влево полный ход 8 мин. 11 сек'. 700 м.
полный ход (ср.) 7 мин. 46 сек. 695 м.
ход 5 узлов (ср.) 11 мин. 34 сек. 560 м.

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ И МОРЕХОДНОСТЬ.

На первых броненосцах большое внимание уделялось парусности и парусным качествам корабля. "W-arrior" имел парусное вооружение, соответствующее 80-пушечному деревянному кораблю, но с укороченным бушпритом и увеличенным расстоянием между фок- и грот-мачтами, где возвышались дымовые трубы. Площадь парусности 2879 кв.м. (30.989 кв.фут). Мачты и реи деревянные. Стоячий такелаж проволочный. Возвышение рангоута над ватерлинией показано ниже:

Клотик фок-мачты 57,45 м.
Клотик грот-мачты 58,45 м.
Клопе бизань-мачта 47,17 м.
Длина фока- в грота-рея 32,00 м.
Вес рангоута с принадлежностями 112,3 т.
Вес такелажа с принадлежностями 58,0 т.
Вес парусов с запасными 15,3 т.

Корабль отличался хорошими парусными качествами. В сравнительных испытаниях броненосцев в Канале он всегда был в числе лучших. Адмирал Уорден отмечал, что "Warrior" в июне 1868 года дважды выиграл парусные гонки с участием броненосцев эскадры Канала.

При наличии достаточного простора фрегат легко совершал повороты оверштаг и через фордевинд, но при исполнении маневров в составе соединения или в узко-стях фрегат обязательно прибегал к помощи пара ввиду отмеченного ранее громадного диаметра циркуляции.

При уходе от волны отмечалась некоторая рыскливость и валкость со значительными размахами килевой качки, достигавшей 10-11 градусов. Для устранения этого многие моряки предлагали установить вторую фок-мачту, считая, что грот-мачта сильно отдалена в корму. В этом варианте "Warrior" имел бы четыре мачты. Сделано это не было, но позже это учли и осуществили на фрегате "Achilles", однако опыт оказался неудачным - сильно утяжелился нос, ухудшилась мореходность. Позже четвертую м^ачту с "Achilles" сняли.

Бортовая качка признавалась вполне умеренной. Капитан Кокрэн сообщал об углах размаха качки в шторм до 39 градусов при периодичности 6,5 в минуту.

Автономность фрегата по запасам пресной воды (92,5 тонн) составляла 10 недель, по запасам провизии (89 тонн в бочках для команды и 29,5'тонн - для офицеров ) - на 13 недель.

СТОИМОСТЬ.

Контрактная стоимость броненосца составляла 255.570 фунтов стерлингов, в том числе корпус - более 37 фун.ст. за тонну. Корабль был принят в казну в конце 1861 года неоконченным и достраивался за счет Адми-

ралтейства.  
Корпус с броней 282.581 фун.ст.
Механизмы с отделкой 74.409 фун.ст.
Рангоут, оснастка, паруса и запасы 22.164 фун.ст.
Всего 379.154 фун.ст.
С 12 % накладных расходов 385.188 фун.ст.

В то время эта сумма для боевого корабля считалась достаточно высокой. Примерно во столько же казне обошлась бы постройка двух деревянных линкоров.

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ.

По классификации английского флота "Warrior" числился фрегатом и соответственно штату на него был назначен экипаж в 660 человек. Но неофициально, ис-ходя-из водоизмещения, вооружения и защиты в то время он приравнивался к шести деревянным линкорам 1-го ранга, на которых экипаж составляли 850-900 человек, а часто и более. Учитывая, что "Warrior" почти в два

раза больше по величине, ему назначенной команды не хватало. Особенно это проявлялось в свежую погоду, когда для производства любой маломальской работы (например, с парусами) приходилось вызывать наверх весь личный состав, в то время как на обычном корабле эта же работа выполнялась одной вахтой. Такое положение вызывало недовольство команды. Матросы и офицеры неохотно служили на фрегате. Лишь через некоторое время экипаж "Warrior" был увеличен до 705 человек. Следует сказать, что до пересмотра штатного и боевого расписаний подобные вещи повторялись и на других английских броненосцах.

В общем целом "Warrior" оказался вполне удачным и мореходным броненосцем и в сравнении с французскими кораблями являлся гораздо более совершенным. Для английских кораблестроителей он сыграл немаловажную роль. Уже в ходе его испытаний для них стало очевидным - для броненосцев неприемлемы прежние тактико-технические требования, предъявляемые к деревянным линкорам. Новые корабли требуют новых технологий и.новой доктрины их использования. Деревянные корабли потеряли свою боевую ценность и Адмиралтейство сразу же отказалось от их строительства.

Через десять лет после вступления в строй флота "Warrior" ввели в Портсмутский док для капитального ремонта механизмов и производства других работ. Была заменена размягчающаяся тиковая подкладка под броней ниже ватерлинии (выше подкладка оказалась в при-емлимом состоянии и было решено ограничиться лишь е ремонтом). Одновременно полностью заменили сгнившую подкладку под броней траверзое.

По механической части были проведены некоторые работы в машине, в том числе увеличен диаметр' цилиндров, установлены новые, более производительные котлы и заменен винт.

После окончания работ в мае 1874 года "Warrior" вновь прошел ходовые испытания. Имея новый винт несъемной конструкции с увеличенным шагом фрегат развил 14,158 узлов при индикаторной мощности 4811 л.с. и 56 оборотах винта в минуту. В итоге получилось, что при меньшей чем на приемных испытаниях мощности корабль развил почти такую же скорость. Уже в то время многие специалисты объясняли это использованием на последних испытаниях гораздо более точного в измерениях мощности индикатора Ричардсона, допуская неточность в измерениях на испытаниях 1861 года. Другой вероятной причиной предполагается применение нового винта.

К этому времени боевая ценность фрегата резко снизилась. Опыты с броневыми плитами, проведенные в Шибуринессе, показали, что 4,5" броня уже не является надежной защитой. Она пробивалась 9" (12-тонной) пушкой с расстояния более 2 км., 10" (18-тонной) - с 5,5 км., а 25-тонное 12" орудие пробивало плиты такой толщины уже с 5 миль. Фрегат стал явно непригодным для линейного боя, но еще мог использоваться как быстроходный разведчик при эскадре.

Дальнейшая его судьба представляет определенный интерес. "Warrior" оказался на редкость долговечным кораблем и в настоящее время используется как корабль-музей.

После столкновения с броненосцем "Royal Oak" в 1868 году "Warrior", получивший незначительные повреждения был отремонтирован. Отслужив десять лет корабль прошел капитальный ремонт, о котором уже упоминалось выше. В 1875-1878 годах на нем был надстро-

ен полуют. В том же 1878 году его исключили из действующего флота, переведя в особую опытовую эскадру. В 1881-1884 "Warrior" числился в резерве флота с базированием на Клайд. В 1884 году фрегат был переклассифицирован в броненосный крейсер. Он по-прежнему числится в резерве, однако, несмотря на его почтенный возраст, в 1893 году на. корабле проводят замену котлов. С июля 1902 года "Warrior" используется как торпедная станция в Портсмуте. В марте 1904 он получил новое имя "Vernon III" и все так же используется для вспомогательных целей. В 1923 году ему возвращают имя "Warrior". С марта 1929 года он используется как топливное хранилище (нефтянной бункер). После окончания Второй мировой войны, в 1945 году, его вновь переименовали, присвоив в этот раз просто литерный номер "С.77". В 70-х годах о корабле вспомнили вновь. Он опять получает свое первое наименование и с 1979 года используется как музейный экспонат в Портсмуте.

БРОНЕНОСНЫЙ ФРЕГАТ "BLACK PRINCE".

По чертежам броненосца "Warrior" был построен второй такой же фрегат. Строился он частной верфью "R.Napier & Sons, Ltd" (позже эта верфь переросла в крупное предприятие "Ww Beardmore & Co.LTd") в Дальмуи-ре (вблизи Глазго). Контракт с фирмой был заключен 6 октября 1859 года и в соответствии с ним спуск был назначен через год - на 10 октября 1860 года. При этом на корабле должны быть выполнены все работы, возможные при отсутствии машины. Но как и в случае с "Warrior" сроки не были выдержаны и фирма также получила извещение о штрафе в 50 тысяч фунтов стерлингов.

Фрегат был заложен 12 октября 1859 года. Первоначально его планировалось назвать "Invincible", но еще в том же 1859 году он был переименован в честь Принца Эдварда Уэльского (1330-1376), про звано го за свою воинственность Черным Принцем.

27 февраля 1861 года фрегат был спущен на воду. В течении полутора лет на корабле были установлены механизмы и доделаны остальные работы по достройке и комплектации броненосца. Производились они в Гриноке. Там же были установлены мачты корабля и произведена вся оснастка. В сентября "Black Prince" был предъявлен к испытаниям и 12 сентября 1862 года был принят флотом.

От первого английского броненосца и своего собрата он отличался незначительной разницей в размерах корпуса. Внешние различия также были незначительны: в носовой части не было гальюна, бушприт был сделан еще более коротким, якоря расположены дальше от форштевня.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕНОСЦА.

Полное водоизмещение 9280 т.
Длина между перпендикулярами 115,82 м.
Длина по калю 102,91 м.
Ширина с броней 17,68 м.
Глубина интрюма 6,71 м.
Высота от киля до верхней палубы 12,65 м.
Осадка по чертежу носом 8,00 м.
кормой 8,31 м.
Осадка на испытаниях носом 7,77 м.
кормой 8,05 м.
Площадь погруженной части  
мидель-шпангоута 116,0 кв.м.
Площадь грузовой ватерлинии 1661,11 кв.м.

ВООРУЖЕНИЕ "BLACK PRINCE".

Проектное вооружение включало 40 пушек, как на "Warrior", но в ходе службы он точно так же часто менял состав артиллерии. Уже в момент приемки в казну фрегат был вооружен по иному. На верхней палубе установили восемь 110-фунтовых пушек Армстронга - по четыре в оконечностях. В батарее убрали все пушки, не защищенные броней, оставив только двадцать шесть 68-фунтовых пушек, обычных в британском флоте

При перевооружении на нарезную артиллерию корабль получил артиллерию, схожую с "Warrior". На верхнюю палубу четыре 7" пушки по.6,5 тонн, в батарею двадцать две такие же 7" пушки и четыре 8714,8-калибер-ные пушки по 9 тонн.

Несколько позже, во время ремонта, количество 7" пушек было уменьшено на две.

В целях противопожарной защиты крюйт-камеры были обнесены двойными переборками, пространство между которыми могло быть заполнено водой, а при необходимости можно было залить и саму крюйт-камеру. Мы не располагаем сведениями, было ли такое устройство на фрегате "Wariior*.

Вес залпа орудий на каждый борт составил 1100.89 кг.(2427 фунтов), прямо в нос могли стрелять орудия с залпом весом 249,48 кг.{550 фунтов), в корму - 124.74 кг.(275 фунтов).

БРОНИРОВАНИЕ.

Система броневой защиты фрегата ничем не отличалась от защиты броненосца "'Warrior". В начале 1875 года на "Black Prince" во время капитального ремонта была заменена вся подкладка под броней борта и тра-верзов.

МЕХАНИЗМЫ.

Энергетическая установка фрегата, включающая паровую двухцилиндровую машину производства завода Пэнна и десять котлов ничем не отличалась от установки "Warrior". Единственное отличие этого фрегата по механической части состояло в изменении шага винта Гриффита, который оказался равным 8,69 м при том же диаметре.

"Black Prince" вышел на ходовые испытания в Сток-бей в сентябре 1862 года. Скорость полного хода оказалась равной 13,584 узла при индикаторной мощности машин в 5772 л.с. Броненосец имел полное водоизмещение и был полностью готов для длительного плаванья, Средний ход при топке всех котлов оказался 12.221 узлов.

В мае 1863 года выйдя из дока броненосец достиг тех же результатов, а при уменьшенной нагрузке (осадка меньше почти на метр) достиг 14,213 узлов.

Испытания на поворотливость дали примерно одинаковые с головным кораблем результаты. Время полной циркуляции составило:

Руль право на борт 18 град. 10 мин. 03 сек.

Руль лево на борт 22,5 град. 10 мин. 25 сек

Площадь руля позже была увеличена, что несколько улучшило поворотливость, но все же она не оказалась лучшей, чем у фрегата "Warrior.

Парусные испытания показали, что по мореходности и управляемости под парусами он незначительно уступал своему старшему собрату, но превосходил боль»

шинство других английских броненосцев, построенных одновременно с ним или позже. Рангоут, изготовленный и установленный на корабль в Портсмуте, и фре-гатская оснастка не отличались от таковых на "Warrior", кроме бушприта, длина которого была уменьшена до 21,95 м.

СТОИМОСТЬ КОРАБЛЯ.

Корпус с броней 283.511 фун.ст.
Механизмы и отделка 74.482 фун.ст.
Рангоут, оснастка, паруса  
и запасы 20.317 фун.ст.
Всего 378.310 фун.ст.
С 12 1 накладных расходов 384.064 фун.ст.

В первые годы службы этот броненосец использовался менее интенсивно, чем "Warrior", немало времени находясь в паровом резерве в Гриноке.

В 1867-1868 годах фрегат прошел перевооружение на нарезную артиллерию. В 1875 году его поставили на капитальный ремонт, во время которого произвели полную замену подкладки под броней, установили более производительные котлы и произвели переборку машины. Вновь изменился состав вооружения, правда незначительно. В 1878 году фрегат переклассифицирова-ли в броненосный крейсер. В это время он уже числился в резерве флота. С 1896 года "Black Prince" используется как учебное судно юнг с базированием на Квинстаун. В 1903 он перечислен в портовое судно и переименован в "Emerald", а в 1910 году вновь переименован в "Impregnable III". 21 февраля 1921 года корабль был продан на слом и вскоре разобран в Дувре.