Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Журнал "Бриз" 1 - 1995

СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ЯПОНИИ В ПЕРИОД ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ.

С 1935 года постройку новых кораблей японский флот хранил в строгой тайне. В то время Японии надоело находиться в строгих рамках навязанного ей в 1922 году Вашингтонского соглашения о сокращении военных флотов. Она решила освободиться от этой кабалы и в 1934 году односторонне денонсировала договор о разоружении. Нельзя сказать, чтобы никто не знал, что по крайней мере один крупный корабль уже был спущен на воду и что было заложено двенадцать новых эсминцев, но точных тактико-технических данных этих кораблей не было известно. Специальные службы были информированы не лучше, чем издательства немецких, английских и французских справочников. Мне это известно, так как я в 1939-40 годах являлся офицером связи при английском адмиралтействе.

Имелись подозрения, что Япония не придерживалась установленных для нее норм постройки кораблей, но совсем не было известно, что там занимались переоборудованием некоторых кораблей с целью сделать из них авианосцы, что переоборудовались легкие крейсера типов "Mogami" и "Топе" в тяжелые, что строилось большое количество карликовых подводных лодок. Ничего не знали о достижениях в области усовершенствования торпедного оружия: о стандартизации торпед калибра 610 мм., о появлении торпед нового типа со скоростью 50 узлов и работающей на кислороде и многом Другом.

Таким образом, Япония вступила в войну с хорошо обученным (в частности для ведения ночного боя) и значительно более мощным флотом, чем это предполагали. Для истории морских войн представляет интерес знание кораблей японского флота, участвовавших в этой войне, и данные о том, как Япония развивала строительство нового флота в этот период. Эта задача и была поставлена при написании данной статьи и мы хотим прежде всего выразить свою признательность Хаджиме Фукайя (Hajime Fukaya), без помощи которого мы не могли бы ее написать. Он с большой любезностью предоставил нам свои материалы и дал справки по интересующим нас вопросам.

Ниже в таблицах можно найти необходимые данные для того, чтобы дать оценку японским планам военно-морского строительства. В этих таблицах имеются различные программы строительства за период с 1937 по 1944 годы. Любопытно сравнить эти планы и особенно первоначальный план строительства на 1942 год и окончательный план, утвержденный на этот год. При их сравнении становится ясным, как работали умы японского адмиралтейства, учитывавшие уроки войны и своевременно откликавшиеся на нужды флота.

К началу войны Япония имела сильный наступательный военно-морской флот, что дало ей возможность наносить мощные удары и обеспечить себе господство

с самого начала боевых действий. Премьер-министр Каное, пользовавшийся доверием Императора и решавший судьбу Японии в 1940 году записал в своих мемуарах следующее высказывание командующего флотом адмирала Ямамото: "Если мне прикажут начать боевые действия, то при любых обстоятельствах первые шесть месяцев или год я буду наносить сильные удары противнику, но я не знаю, что будет, если война затянется на два или три года". Ямамото чувствовал, что после первых морских боев перевес будет на стороне Японии. Он хорошо знал о непрочности японского тыла, о том, что его страна не обладает такими ресурсами, какими обладают США и что даже пустив в ход всю свою военную машину, Япония не сможет долго противостоять Соединенным Штатам.

В окончательно утвержденном плане военно-морского строительства на 1942 год мы видим, что японский флот отказался от постройки новых линкоров, также было сокращено количество подлежащих закладке крейсеров и, напротив, в значительной мере увеличилось количество авианосцев. Но события развивались очень быстро и почти весь план 1942 года остался нереализованным. У Японии не было достаточно мощной промышленности для того, чтобы она могла удовлетворять все возникающие потребности. Планы последующих лет говорят о том, что с каждым днем обстановка становилась все более сложной. Приходилось откладывать или прекращать постройку самых необходимых кораблей. Строительство же эскортных миноносцев и прочей "мелочи", необходимой в военное время, встало на первый план. С 1943 года Япония, военно-морской флот которой понес уже значительные потери, не могла строить то количество боевой техники, которое было ей необходимо для противостояния американским силам, находившимся в стадии расцвета. Штаб принимает срочные меры, чтобы любыми средствами сохранить свои дивизии, с каждым днем несущие все большие потери. В последние месяцы особо остро встал вопрос о строительстве карликовых подводных лодок и человеко-торпед, то есть крайних средств японцев, которые не ослабили победного шествия противника.

Таблицы строительных программ имеют свой недостаток в том, что не дают полного представления о развитии военно-морского строительства Японии. В них не отображены усилия японцев в деле переоборудования кораблей. Некоторые сведения по этому поводу читатель найдет в этой статье.

Таблицы строительных программ имеют свой недостаток в том, что не дают полного представления о развитии военно-морского строительства Японии. В них не отображены усилия японцев в деле переоборудования кораблей. Некоторые сведения по этому поводу читатель найдет в этой статье.

Программы военного кораблестроения Японии предвоенных лет и первая программа, выработанная на 1942 год.

  1937 1939 1940 1941 1942
Линейные корабли 2 2 (d)     3
Боевые крейсера         2
Тяжелые авианосцы 2 1     2
Легкие авианосцы       1 1
Тяжелые крейсера       2 (с)  
Легкие крейсера   6 (1)     9
Эсминцы 15 22   26 (11) 32
Эскортные эсминцы 6     30 7
Подводные лодки 14 25 16 33 (7) 46
Минные заградители 8 11 (1) 4 14 (13) 11
Тральщики . 6 6 6 44 <17)  
Охотники за пл 9 4 23 120 (1) 189
Прочие корабли 18 (а) 16 <Ь) 10 23 (10) 28

В скобках даются корабли, которые не были построены вследствие вступления Японии в войну и внесенные в программу изменений. Указанная здесь программа на 1942 год вскоре была заменена другой (см.табли-

цу ниже).

(а) - включая три корабля, из которых два учебных крейсера, вступившие в строй в 1939 году;

(b) - включая 12 кораблей;

(c) - в процессе постройки эти тяжелые крейсера были переоборудованы в авианосцы, но в строй так и не вошли;

(d) - один из этих линкоров стал авианосцем, другой недостроен.

Программы военно-морского строительства военных лет, включая второй вариант программы на 1942 год.

  Бюджет Бюджет Бюджет  
  1942 . 1942/43 1943/44 1944/45
Тяжелые авианосцы 5 (5)      
Легкие авианосцы 15 (10)      
Легкие крейсеры 2 (2)      
Эскадренные миноносцы 31 (31)   20 (10) 42 (11)
Эскортные эсминцы 37 (18)   376 (207)  
Подводные лодки 139 (127) 32 (21) 121 (81) 10
Минные заградители 12 (12)   11 (7)  
Сетевые заградители 36 (36)      
Тральщики 30 (27)   100  
Охотники за ПЛ     280 (223)  
Сторожевые корабли        
Десантные баржи 1 кл.     46 (24)  
Десантные баржи 2 кл.     103 (27)  
Прочие хорабли 59 (43) 1 1600 (а) <Ь)

В скобках указаны корабли, которые не были построены. Из таблицы видно, как ход войны и потребности вынудили флот отказаться от постройки большого количества кораблей, включенных в программу 1942 года. Он был в значительной мере изменен в связи с событиями первых недель войны. Можно отметить то громадное значение, какое придавали японцы эскортным эсминцам и сторожевым кораблям.

(a) - включая большое количество торпедных или подрывных катеров; фактически их было построено значительно больше.

(b) - точные цифры, предусмотренные для карликовых подводных лодок и "Kaitwen'oe" точно не известны. *

ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ.

Еще до 1939 года было известно, что в программу военного кораблестроения на 1937 и 1939 годы Япония включила постройку двух линкоров. Таким образом Япония должна была построить четыре однотипных линкора типа "Yamato".

Их постройка была решена еще в октябре 1934 года, то есть сразу же после того, как Япония освободилась от Вашингтонского соглашения. Новые линкоры должны были иметь на вооружении 457-мм. орудия. За этот период, то есть с 1934 по 1936 годы было рассмотрено двадцать проектов кораблей данного типа. В конце концов был утвержден проект "A-140.F-4", который, впрочем, тоже был несколько изменен перед окончани-

ем постройки головного "Yamato". Интересно отметить, что первый проект линкора предполагал постройку корабля больших размеров (длина 294 м., ширина 41,2 м.) и более быстроходного (31 узел = 200 ООО лс), чем построенный "Yamato".

Четыре таких корабля были заложены в период с марта 1937 года по ноябрь 1940-го. "Yamato" строился в одном из сухих доков в Куре. Постройка второго корабля "Musashi" началась в июле 1937 года в Нагасаки на верфях фирмы "Mitsubishi". "Shinano", переделанный во время постройки в авианосец, строился тоже в сухом доке (как и "Yamato") в Иокосука. Четвертый корабль был заложен в Куре 7 ноября 1940 года, но вскоре постройка его была приостановлена.

16 декабря 1941 года, через несколько дней после внезапного нападения на Пирл-Харбор, вступил в строй "Yamato", а в августе 1942-го - "Musashi".

Это были самые крупные из всех существующих до сих пор кораблей. Будучи не в силах построить такое же количество кораблей, какое строили США, Япония хотела компенсировать этот недостаток постройкой отдельных кораблей, более крупных размеров и более мощных, чем существующие корабли США.

Водоизмещение стандартное 62.315 т.
на испытаниях 69.100 т.
при полной нагрузке 72.809 т.
Длина наибольшая 263,0 м.
между перпендикулярами (Ш) 244,0 м.
Ширина 38,9 м.
Осадка при средней загрузке 10,86 м.

Необходимо отметить, что Второй отдел американского флота еще в 1944 году считал, что эти корабли имеют стандартное (допустимое договором 1938 года водоизмещение 45.000 тонн) и 406-мм.орудия.

Бросается в глаза большая разница в ширине этих кораблей при сравнении с шириной современных американских (32.9 м.). английских (31,4 м.) и французских (ширина "Richelieu" 33,1 м.) линкоров. Японские инженеры конструировали корабль с таким расчетом, чтобы он был короче и имел меньшую скорость хода, но зато все жизненные части корабля были сконцентрированы в одном месте и имели прочную броневую защиту. В опытовом бассейне были опробованы 48 различных форм корпуса корабля, в том числе одна из них с носовым рулем. В конечном счете остановились на корпусе с ярко выраженным подьемом форштевня и двумя рулями, установленными в корме по схеме "тандем" и работающими независимо один от другого, причем перо заднего руля имело площадь вдвое большую по сравнению с другим рулем (возможно, что "Bismarck" удалось бы прийти в Брест, если бы он имел подобное расположение рулей).

Были тщательно изучены различные варианты расположения боковых килей и другие нововведения В результате проведенных испытаний был получен выигрыш в мощности около 16.000 лс. Япония, применяющая метод сварки с 1932 года, когда строился минный заградитель "Yaeyama", широко использовала этот метод при сборке многочисленных частей верхней надстройки "Y-amato" (463.784 м.сварных швов, использовано 7.507.536 электродов только на одном "Yamato"). Самый крупный из сварных блоков, входящих в корабль, был 11м высоты и весил 80 тонн.

Эти линкоры обладали достаточной маневренностью. При скорости хода 26 узлов диаметр циркуляции

достигал 640 м. при крене всего 9 градусов и при положении руля 35 градусов. Период бортовой качки равнялся 17,5 сек.

Вначале предполагалось на двух кораблях поставить передаточные валы с турбинами, а на двух других -легкие двухтактные дизели, подобные установленным на заправщике "Taigei". но эти двигатели как оказалось приносили сплошные огорчения и в ноябре 1936 года было решено ставить на всех только турбины. Рассчитывалось, что линкоры будут иметь скорость хода 30 узлов, но испытания показали, что скорость не превышает 27 узлов. Эта цифра в 1936 году японцам казалась вполне достаточной, так как американские линкоры типа "North Carolina" имели скорость всего 24-25 узлов.

12 паровых котлов размещались в 4 отсеках и являлись обычным в Японии стандартным типом (25 кг/ кв.см.), температура нагрева достигала 325 градусов

Мощность должна была достигать 150.000 лс при скорости 27 узлов. Испытания показали, что мощность механизмов достигала 153.553 лс со скоростью при этом 27,46 узлов. Крейсерская скорость равнялась 16 узлам (25.000 лс).

Дальность плавания при такой скорости 7200 миль (при запасе топлива 6300 тонн)

Первоначальное вооружение кораблей составляли девять орудий калибром 457 мм.(в трех башнях}, восемь орудий калибра 203 мм.(в двух башнях); двенадцать зенитных орудий калибром 127 мм.(в шести установках) и легкие 47-мм.зенитные установки.

Через некоторое время были сняты две бортовые башни калибром 203 мм. Оставлены были только две башни, установленные вдоль диаметрали - одна в носу, другая в корме, усиленные зенитными установками. Потом все же эти две башни были заменены двумя тре-хорудийными башнями с универсальными орудиями калибром 152 мм. (угол прицела можно было доводить до 70 градусов, как и у крейсера "Mogami", после его переоборудования из легкого крейсера в тяжелый. Зенитную артиллерию в конечном счете составили 54 47-мм.установки (6 строенных и 18 сдвоенных) и по крайней мере 30 25-мм.зенитных установок (15 спаренных).

При изготовлении 457-мм.пушек, весивших каждая 162 тонны, возникало много трудностей, хотя Япония имела большой опыт в изготовлении пушек калибра 40б мм., а в 1917 году пытались даже сделать 482.6-мм. пушку. Были разногласия в выборе длины ствола. Одни предлагали длину в 45 калибров, другие - 50 калибров. В конце концов остановились на первом варианте, то есть ствол орудия должен был равняться 45 калибрам. Эта длина ствола делала орудие более эффективным, хотя несколько и сокращалась дальность стрельбы, зато строить его было легче. Затем возникли разногласия относительно количества орудий на корабле и месте их расположения: ставить ли десять орудий - две трехору-дийных и две двухорудийных башни, по две на корме и на носу или установить три трехорудийные башни - две на носу и одну на корме. Остановились на втором варианте. Каждая башня весила 2744 тонны, то есть больше веса самого крупного эсминца! Вес одного снаряда равнялся 1458 кг. Начальная скорость 778 м/сек. Максимальная дальность стрельбы 42 км.

Общий вес брони корабля составлял 23.500 тонн. Все жизненные части корабля были защищены броней толщиной не менее 203 мм. Башни 457 мм.орудий одеты в броню толщиной 560 мм.(лобовая броня). 410 мм.(с боков), 300 мм.(крыша). Боевая рубка - 500 мм.(лобо-

вая и боковая броня), 200 мм.(верхняя броня), 75 мм.(дно). Погреб боезапасов - 410 мм.(с боков), 203 мм.(сверху). Машинное отделение -410 мм.с боков, 203 мм.- сверху. Сервомотор - 203 мм.с поперечныит переборками в 350 мм. Поясная броня - 410 мм.с наклоном плит на 20 градусов. Снарядные ящики, расположенные на палубе, защищались броней 50-60 мм.

БрОнеплиты толщиной 410 мм, предназначенные для поясного бронирования, были размером 5,9x3,6 м. и весили 68,5 тонн. От бомб верхние палубы были защищены 85-мм.броней, главная палуба - 200-мм.броней, считающейся вполне достаточной для защиты от попадания бомб весом 250 кг. Башневидная мачта имела легкую броню, служащую защитой от пуль.

На корабле имелось большое количество водонепроницаемых отсеков - 1147 и только 82 из них находились выше бронированных палуб. Особое значение придавалось защите подводной части корабля.

Корабль имел хорошую остойчивость. Считали, что он выдержит разрушения 20 % носовой и кормовой части, а также верхней надстройки, находящейся выше бронированных палуб.- Были предусмотрены способы восстановления равновесного положения после крена корабля в 18 градусов.

"Yamato" и "Musashi" были потоплены ударами с воздуха (бомбами и торпедами). Первый из них - во время рейда на Окинаву 7 апреля 1945 года. Потребовалось 7 крупных бомб, не считая мелких 227-кг.бомб и 12 торпед, чтобы отправить его на дно. Сильные разрушения причинила 908-кг. бомба, попавшая в одну из тре-хорудийных башен 152 мм.орудий, которая была недостаточно хорошо защищена (76-мм.лобовая броня и 25-мм.боковая) и разорвавшаяся в погребе боезапасов. 'Musashi" погиб во время боя за залив Лейте 26 октября 1944 года, получив во время трех налетов 17 попаданий бомб и 20 торпед (по японской версии), не считая многочисленных взрывов вблизи корабля.

Четыре корабля типа "Yamato" не были единственными линейными кораблями, строительство которых было запланировано Японией после 1934 года. В план 1942 года был включен пятый линейный корабль типа "Yamato" и два линкора еще больших размеров, водоизмещение которых неизвестно, но известно, что они должны были быть вооружены 500-мм.орудиями. В этот план было включено строительство двух "сверх-крейсеров класса "А", которые должны были стать настоящими боевыми крейсерами водоизмещением 33.000 тонн Все эти корабли остались на бумаге, так как Япония решила сосредоточить все свои усилия на авианосцах.

АВИАНОСЦЫ.

Ниже в таблицах указаны основные данные об авианосцах, начиная с первого японского авианосца "Н-osho". В хронологическом порядке дается время вступления авианосцев в строй и параллельно дата их гибели. Из этой таблицы можно подсчитать, как коротка была жизнь многих из них. Так например, "Shinano" существовал всего лишь несколько часов, "Taiho" - три месяца, "Shoho" и "Unryif- четыре месяца, "Chuyo". "Chiyoda", "Shinyo" и "Chitose" - менее года.

Накануне внезапного нападения на Перл-Харбор в Атлантическом и Тихом океанах Япония имела десять, а Америка семь авианосцев; один авианосец проходил испытания, два других достраивались. В начале кампании за Соломоновы острова, в мае 1942 года, японцы имели тринадцать этих ценнейших кораблей. Тремя

месяцами позже шести из них уже не было: четыре ави-носца были потоплены за один день - 6 июня (при Мидуэе). В это время был построен только один новый авианосец. Япония теперь уже не могла возместить эти потери. Боеспособность оставшихся авианосцев сократилась в связи с тем, что не хватало палубных самолетов и летчики были плохо подготовлены.

Необходимо подчеркнуть, что за исключением "Када", "АкадГ и двух американских "Lexington'HOB", бывших линейных кораблей или переоборудованных крейсеров, в 1941 году японский флот имел, включая два авианосца типа "Zuikaku" водоизмещением более 30.000 тонн, самые крупные и самые быстроходные авианосцы в мире. Кроме "Hosho'" и "Ryujo", все их авианосцы имели большее водоизмещение, чем это предполагали другие. Авианосцы "Soryu" (15.300 тонн) и "Hiryu" (17.300 тонн) были известны как корабли, имеющие водоизмещение 10.050 тонн. По данным Второго отдела американского военно-морского управления в октябре 1942 года авианосец "Zuikaku" имел водоизмещение 15.000 тонн. Большое количество авианосцев являлись переоборудованными кораблями различных классов. В период между январем 1940 года и концом войны было переоборудовано тринадцать таких кораблей.

Японцы считали .что авианосец "Taiho" являлся авианосцем самой лучшей конструкции. Он был заложен в июле 1941 года и во многом отличался от своих предшественников - двух авианосцев типа "Zuikaku". Одной из отличительных черт этого авианосца являлось то, что взлетная палуба между подъемниками была покрыта броней толщиной в 95 мм., считающейся достаточной, чтобы выдержать удар 500-кг.бомбы. На авианосце было всего два подъемника и их постарались разместить в наибольшем отстоянии друг от друга; один как можно ближе к носу, другой - к корме. Расстояние между ними составляло 150 м. каждая из их платформ имела 5-мм.броню и весила 100 тонн. Для того, чтобы снизить центр тяжести корабля, взлетная палуба "Taiho" находилась на высоте 12,5 м. над ватерлинией, то есть почти на такой же высоте, что и у авианосца "Hiryu" с водоизмещением всего 17.300 тонн. Палуба Taiho" была несколько меньших размеров, чем у "Zuikaku", и к тому же "Taiho" имел меньшую самолетовместимость. Тщательно продуманная система защиты подводной части корабля состояла из большого количества переборок и двух бронированных переборок толщиной 25 мм. и расположенных в 3 м. за обшивкой борта. На "Taiho" отказались от низких и наклоненных труб, которые были установлены на его предшественниках, заменив их одной высокой трубой, имеющей небольшой наклон (26 градусов) от борта. Форштевень корабля, поднимавшийся до уровня верхней палубы, был лучше защищен от волн, чем на предыдущих проектах. Однако одной торпеды, выпущенной 19 июня 1944 года подводной лодкой "Albakore", оказалось достаточно для гибели корабля. К его несчастью взрывом были повреждены бензопроводы и носовой самолетоподъемник в тот момент, когда его платформа находилась внизу. Вследствие этого повреждения подъем самолетов сразу же был приостановлен, хотя скорость хода корабля и его маневренность не изменились. Между тем пары бензина распространились в ангар и через поврежденные вентиляционные трубы попали во многие отсеки. Через несколько часов в результате сильного взрыва "Taiho" закончил свое существование.

Авианосцу "Shinano", который был заложен как линкор типа "Yamato". не повезло еще больше. Он был

ЯПОНСКИЕ ЛЕГКИЕ АВИАНОСЦЫ.

  ад. Ibuki Shoho Ryuho Chitoae
Кол-во спущенных/достроенных - 1 / - 2 / 2 1 / 1 2 / 2
Водоизмещение:          
стандартное т. 14 800 11 200 13 360 11 440
на испыт-ях т. - 13 950 15 300 13 649
Длина:          
наибольшая • м. 200,60   215,60 192,50
по ватерлинии м. 198,35 201,43 212,00 183,00
между перпендикулярами м. 187,80   197,30 174,00
Ширина м. 21,20 18,00 19,78 23,00
Осадка м. 6,30 6,44 6,64 7,50
Котлов/Турбин - 4 / 2 ? / 2 4 / 2 2 / 4
Винтов - 2 (а) 2 2 (b) 4 (с)
Мощность WPS 72 ООО 52 000 52 000 56 800
Скорость хода узлов 29,0 28,0 26,2 29,0
Вооружение          
127-ми.универсальные   - 8 8 8
80-мм.зенитные орудия   4 - . - -
25-мм.зенитные автоматы   48 ? 61 30
в том числе ЗАУ   (16 х 3)   (10 х 3) (10 x 3)
127-мы.ракетные установки   4 х 30 - - -
Глубинные бомбы   30 - -  
Самолетов: всего   27 30 31 73
(в резрерве)   (-) (3) (7) (16)
Длина ВПП   - 180,00 185,00 180,00
Ширина ВПП   - 23,00 23,00 18,00
Само летоподъ емни к ов   2 2 2 2

(a)' - Ha "Ibuki" была оставлена 50 % дизелей, предусматривавшихся на нем по проекту крейсера.

(b) - Авиатранспорт "Taigei" (перестроен в авианосец "Ryuho") первоначально имел дизельную установку. Замена ее на турбинную, подобную установленным на крупных эсминцах и на авианосце "Shoho" позволила увеличить скорость с 20 до 26 узлов.

(c) - Бывшие гидроавиат-ранспорты "Chitose" и "Chiyoda" при их перестройке в авианосцы сохранили свои прежние дизели на двух валах = 12.800 лс. Два других вала вращались турбинами = 44.000 лс.

ЯПОНСКИЕ ЭСКОРТНЫЕ АВИАНОСЦЫ и ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА-НОСИТЕЛИ САМОЛЕТОВ.

  ед. Taiyo Shiniyo Kaiyo Akitau Кшпапо Shimane Yamashiro
    (АНЭ) (АНЭ) (АНЭ) Maru Маги Маги Маги
Количество   3 1 1 2 1 2 2
Водоизмещение:                
стандартное т. 16 748 17 500 13 600 11 800 8 ООО 14 500 16 000
на испытаниях т.   20 900 16 700     20 469 22 048
Длина:                
наибольшая м. 173,70 189,36 159,59        
по ватерлинии м.       143,00 141,96 153,00 148,00
между пп м. 173,70 189,36 159,59        
Ширинах                
максимальная м. 23,50 25,60 21,30 19,50 19,58 20,00 20,40
Осадка м. 8,00 8,18 8,25 7,86 7,00 9,10 9,00
Котлов / Турбин - 2 TU 2 TU 2 TU(*) 4 / 2 4/2 1 TU/ 2 1 TU / 2
Винтов - 2 2 2     1  
Мощность WPS 25 200 26 ООО 52 ООО 7 500 10 ООО 8 600 5 000
Скорость узлов 21,8 21,0 23,8 20,0 19,0 15,0 15,0
Дальность миль     8300/18   6000/17 10000/15 8000/13
Вооружение:                
127-ым.унив. - 4 4 4 2 75-мм. 8 75-мм. 2 2-4 100-мм..
25-ми.зен. - 54 30 30   6 52 8
Самолетов! всего - 27 24 24 20 37 12 8
(в резерве) - (4)     20 дес. ботов 25 дес. ботов    
Длина ВПП м.   180,00 180,00 123,0 110,0    
Ширина ВПП м.   24,50 23,00 22,5 21,5    

(*) - Замена дизелей на паровые турбины увеличила скорость на 3 узла;

Танкеры и транспорты с взлетной площадкой по назначению и по конструкции сходны с английскими "MAC".

"Akitsu Maru" и "Nigitsu Maru" - бывшие пассажирские суда компании "Nippon Kaiun Со." Корабли были куплены армией (японская армия имела собственные корабли и флотилии) еще на верфи. О них, а также о построенном в конце войны почти таком же "Kumano Maru" будет сообщено позже - при описании судов, принадлежащих армии.

Планировалось построить для флота четыре кораб-

ля типа "Shimane Maru". Первый спущен на воду 17.12.1944 и в феврале 1945 остановлен постройкой при почти полной готовности. Второй спущен на воду 14.1.1945, но его в феврале было решено вновь переоборудовать в танкер.

Транспорты типа "Yamashitfd Maru" были начаты постройкой по типу "Shimane Maru", но с более простой конструкцией. Головной закончен в январе 1945, и сразу же после этого было решено переоборудовать его в грузовое судно с угольным отоплением, однако спустя несколько недель это решение отменили. Такая же история произошла и со вторым кораблем, но еще в период его постройки. К августу 1945 второй корабль еще не был спущен на воду.

СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ЯПОНИИ

потоплен через двадцать часов после того как впервые вышел в море торпедами подводной лодки "Archerfish". Надо признать, что если бы корабль был полностью достроен, а его экипаж был бы хорошо обучен, корабль можно было бы спасти. Но авианосец шел из Йокосуки в Куре, где его должны были достроить. Он шел с неукомплектованной командой, всего 1400 человек, из которых было много заводских рабочих, плохо знающих корабль. На корабле не были полностью доделаны переборки; не были установлены многие герметичные двери, не были закончено много электропроводки и трубопроводов, а их проходы в переборках не были заделаны. Через семь часов после получения торпедных попаданий "Shinano" медленно затонул, увлекая за собой всю команду, которая отказалась покинуть корабль.

"Shinano" сохранил под своей полетной палубой (ее толщина 102 мм.) все средства защиты, которые были на линкорах типа "Yamato", включая толстый броневой пояс в 203 мм., а также широкие були и тройное дно. Ангар был расположен над главной палубой и сверху защищен полетной палубой, бронированной по всей длине. Ангар делился на две части переборкой, защищавшей от осколков. На первых двух третях длины ангар

закрывался металлическими решетками, а кормовая часть была закрыта и защищена броней в 52 мм. 102-мм.броня полетной палубы состояла из трех слоев: первые 20 мм.стальная броня, затем промежуточная броня толщиной 76 мм. и, наконец, противоударный слой, сделанный из материала, в состав которого входили древесные опилки, цемент и каучук. Все это держалось на 80-мм.стойках-пиллерсах. Бензобаки и емкости с мазутом были хорошо защищены. Погреба, которые вначале предназначались для 457-мм.снарядов, были переоборудованы в бензохранилища и защищались броней 178 мм. с водяным промежутком. Мазут хранился во внутренних отсеках, в наиболее возможном удалении от обшивки. Отсеки защищались броней от 25 до 76 мм. и были ограждены водяной и цементной перегородками. Все бортовые вентиляционные трубы были также защищены броней в 37 мм. В общей сложности защита "Shinano" включала 17.964 тонн брони и 2000 тонн воды. В дополнение ко всему этому с корабля было удалено все деревянное, возгораемое. Покраска была произведена невоспламеняющимися красками. Применены новые виды огнетушителей. То есть на корабле были учтены все уроки войны и особенно боя за Мидуэй.

ЯПОНСКИЕ ТЯЖЕЛЫЕ АВИАНОСЦЫ.

  ед. изм-я Akagi Kaga Shokaku Zuikaku Junyo Hiyo Taiho Shinano
Водоизмещение:              
стандартное т. 36 500 38 200 25 675 - 28 564 62 000
на испытаниях т. 41 300 42 541 29 800 26 949 34 200 66 059
Длина:              
наибольшая м. 260,66 247,65 257,50 - 259,69 266,00
между пп м. 250,36 240,30 250,00 215,30 252,37 256,00
по ватерлинии м. 235,00 217,93 238,00 206,00 237,95 244,00
Ширина:              
по ватерлинии м. 31,78 32,50 26,00 26,70 27,61 38,30
максимальная м. - 43,59 - - - -
Осадка м. 8,70 9,48 8,87 8,02 9,60 10,30
Котлов _ 19 8 8 6 - 8
Турбин - 4 4 4 2 2 4
Винтов - 4 4 4 2 4 2
Мощность WPS 133 000 127 400 160 000 56 250 160 000 150 000
Скорость узлов 31,2 28,3 34,0 25,5 33,1 27,8
Дальность плав-я миль 8200/16 10000/16 9700/18 - 10000/18 10000/18
Вооружение:       на 1941      
203-мм.орудия - 6 10 - - - -
127-мм.унив. - 12 16 16 12 12-100 16
25-мм.зан.   28 22 36 76 ' 51 145
в том чисг'в ЗАУ -       (15 x 3)   (35 x 3)
ракетн.уст-вок -       6 ПУ    
Самолетов: всего _ 91 90 96 53 52 48
(в резерве) - (25) (18) (24) (5)   (6)
Длина ВПП м. 249,74 248,76 _ _ 257,06 256,00
Ширина ВПП м. 30,48 30,48 - - 26,97 39,40
Число подъемников 3 3 3 2 2
Броневая защита авиан< тип "Zuikaku" эсцев: (вертикальная / горизонтальная) тип "Taiho"
корпус 215 им./ 167 ии. машинное отделение 46 ни./ 90 ии. цистерны авиатоплива 50 мм. поясная броня 55 мм.(МО), 152 мм.(трюм) палубы (кроме ВПП) 127 им. переборки ПТЗ 37 мм.

Авианосцы "Junyo" и "Hlyo" также представляют некоторый интерес. Оба они были заложены в 1939 году как торговые суда тоннажем 27.000 тонн. Их переоборудование было предпринято в тот момент, когда уже давно шла сборка их корпусов. Установленные первоначально четыре цилиндрических котла были заменены водотрубными, что давало возможность довести скорость хода корабля до 25,5 узлов. Жизненные части корабля были защищены броней в 25 мм. Вид корабля с носа и кормы никак не говорил, что раньше это было торговое судно. Получив сильные повреждения от двух торпед и одной бомбы "Junyo" все же оставался в строю в течение всей войны. Во время ремонта на верфи авианосец был несколько усовершенствован. Так, например, его бензоналивные баки защищены дополнительно бе-тонированой перегородкой. С. корабля были удалены все возгораемые материалы, были усилены зенитные средства корабля.

Во время войны японское Адмиралтейство решило построить несколько авианосцев типа "Taiho" и "Hiryu", которые им больше всего подходили; первый как тяжелый авианосец, второй как легкий авианосец. В программу 1941 года было включено строительство авианосца

"Unryu" и усовершенствование "Hiryu". В пересмотренную программу 1942 года было включено строительство пяти авианосцев типа "Taiho" и пятнадцати новых авианосцев типа "Unryu". Все авианосцы первого типа и девять второго так и остались на бумаге, a "Unryu" и два однотипных корабля - "Katsuragi" и "Amagi" вступили в строй перед самой капитуляцией. Три других однотипных корабля - "Kasagi", "Ikoma" и "Aso" были спущены на воду только перед концом войны. Для "Unryu" был взят упрощенный проект "Hiryu", причем количество подъемников было сокращено до двух. Все авианосцы, за исключением двух, предполагалось оснастить установкой мощностью 152.000 лс. так же как и прототип этой серии кораблей 'Taiho"* и современные тяжелые крейсера. На двух других кораблях была установлена двойная установка эсминца, мощностью только 104.000 лс и позволяющей развить скорость вместо 34 только 32 узла. Два первых корабля этого типа "Unryu" и "Amagi" вступили в строй в августе 1944 года, но они так и не приняли участия в последних боях войны. Их использовали только в качестве транспортных средств. 19 декабря, выполняя задачу по перевозкам, "Unryu" был торпедирован подводной лодкой "Redfish" и затонул

ЯПОНСКИЕ ЛЕГКИЕ АВИАНОСЦЫ.

  ед.изм. "Ноауо" "Ryujo" "Soryu" "Hiryu" "Unryu"
Кол-во спущенных/достроенных _ 1 / 1 1 / 1 1 / 1 1 / 1 6 / 3
Водоизмещение:            
стандартное т. 7470 8000 15 900 17 300 17 150
на испыт-ях т. 10 500 10 150 18 800 20 250 20 400
Длина по ватерлинии м. 165,00 175,39 222,00 222,00 223,00*
Ширина м. 18,00 20,32 21,30 22,32 22,00
Осадка м. 6,20 5,56 7,62 7,74 7,76
Котлов/Турбин _ 8/2 - 8 / 4 8 / 4 8/4
Винтов - 2 2 4 4 4
Мощность WPS 30 ООО 65 ООО 152 000 152 000 152 000
Скорость хода узлов 25,0 29,0 34,0 34,0 34,0
Радиус действия миль - - - - 8000/18
Вооружение            
140-мм.орудия   4 - - - -
127-мм.универсальные   - 12 12 12 12
| 25-мм.зенитные автоматы   8 г   ? 89

(22 х 3)

ракетные установки   - - - - б ПУ
Самолетов* всего   21 48 73 73 64
| (в резрерве)   («) (12) <16) (16) (7)
Длина ВПП   _ 156,50 216,90 216,90 216,90
Ширина ВПП   - 23,00 26,00 27,00 27,00
Самблетоподъемников   2 2 3 3 2

ЯПОНСКИЕ АВИАНОСЦЫ. (Перечислены в хронологическом порядке по датам вступления в строй)

  класс примечания спущен вступил перестраи- погиб
    на воду в строй вался с ..    
"Новho" АН Л   13.11.1921 дек. 1922      
"Akagi" АНТ бывший лин.крейсер 22. 4.1925 март 1927 до спуска 6. 6.1942
"Kaga" АНТ бывший линкор 17.11.1921 март 1928 после спус. 6. 6.1942
"Ryujo" АН Л   2. 4.1931 май 1933   24. 8.1942
"Soryu" АН Л   23.12.1935 1938   6. 6.1942
"Hiryu" АНЛ улучшенный "Soryu" бывш. т/к "Takaaaki" 16.11.1937 1939   6. 6.1942
"Zuiho" АНЛ 19. 6.1936 дек. 1940 янв. 1940 25. 10.1944
"Shokaku" АНТ   1. 6.1939 авг. 1941   19. 6.1944
"Zuikaku" АНТ типа "Shokaku" 27.11.1939 сент.1941   25. 10.1944
"Taiyo" АНЭ бывш. тр. "Казида Маги" 19. 9.1940 сент.1941 нояб.1940 18. 8.1944
"Shoho" АНЛ бывш. т/к "Tsurugisaki" 1. 6.1935 янв. 1942 янв. 1941 8. 5.1942
"Uhiyo" АНЭ бывш. тр. "Yavata Маги" 31. 7.1940 май 1942 янв. 1942 17. 9.1944
"Juniyo" АНТ бывш.тр."Каahivara Maru" 1940 май 1942 осень 1940    
"Hiyo" АНТ бывш. тр. "Izuroo Maru" 1940 июль 1942 осень 1940 20. 6.1944
"Chiyo" АНЭ бывш. тр. "Nitta Maru" 23. 3.1940 нояб.1942 май 1942 3. 12.1943
"Ryuho" АНЛ бывш. т/к "Taigei" 16.11.1933 нояб.1942 дек. 1941    
"Chiyoda" АНЛ   19.11.1937 окт. 1943 дек. 1942 25. 10.1944
"Kaiyo" АНЭ бывш.тр."Argentina Маги" 31. 5.1939 нояб.1943 дек. 1942   (1)
"Shiniyo" АНЭ бывш.герм."Scharnhorst" 1938 дек. 1943 сент.1942 17. 11.1944
"Chitoae" АНЛ бывш. авиатр. 29.11.1936 янв. 1944 янв. 1943 25. 10.1944
"Taiho" АНТ   7. 4.1943 март 1944   19. 6.1944
"Unryu" АНЛ упрощенный "Hiryu" 1943 (*) авг. 1944   19. 12.1944
"Araagi" АНЛ типа "Unryu" 1943 (*) авг. 1944      
"Katauragi" АНЛ типа "Unryu" 1943 (*) окт. 1944      
"Shinano" АНТ бывший линкор 6.10.1944 нояб.1944   29. 11.1944
"Kasagi" АНЛ типа "Unryu" 19.10.1944 (3)      
"Ikoroa" АНЛ типа "Unryu" 17.11.1944 (4)      
"Aso" АНЛ типа "Unryu" 1.11.1944 (4)      
"Ibuki" АНЛ бывший легкий крейсер 5.1943 (4) нояб.1943    

О - Корабль строился и спущен на воду в сухом

доке.

(1) - Сильно поврежден авиабомбами 24.7.1945, но не потоплен.

(2) - Был подготовлен к испытаниям, но постройка не закончена, потплен через десять дней после предъяв-

ления к испытаниям.

(3) - Постройка остановлена 1.4.1945.

(4) - Постройка остановлена в начале 1945 года. Все усилия верфей брошены на изготовление карликовых лодок и "Кайтенов".

НОРМЫ АВИАЦИОННОГО ВООРУЖЕНИЯ ЯПОНСКИХ АВИАНОСЦЕВ.

Имя и классификация СБ Cffl СИ CP резерв
(по амер. - US.Navy)   CT      
"Akagi" AHT - CV 19 -35 12 _ 25
"Kaga" AHT - CV 24 36 12 - 18-
-Shokaku" AHT - CV 24 24 12 12 - •
"Juniyo" AHT - CV 18 18 12 - 5
"Shinano" AHT - CV - 18 18 6 6
"Unryu" АНЛ - CVL - 16 12 18 7
"Ibuki" АНЛ - CVL - 15 12 - -
"Taiyo" АНЭ - CVB - 14 9 - 4
"Kaiyo" АНЭ - CVS 6 - 18 - -
"Shiniyo" АНЭ - CVE 6 - 18 - -

самолеты:

СБ - бомбардировщики; CD - итурмовики;

СТ - торпедоносцы; СИ - истребители; CP - разведчики.

Разумеется, состав авиакрыла не всегда был постоянным и изменялся в зависимости от предполагаемой задачи. Так, например, во время боя в Коралловом море "Zuikaku" имел на борту 21 истребитель, 21 торпедоносец и 21 бомбардировщик; a "Shoho" имел 12 истребителей и 9 торпедоносцев. Во время сражения у

Мидуэя, по сообщению бывшего командира авиаслужбы на "Када" кап.2-го ранга Амагай, все четыре авианосца "Када", "Akagi", "Soryu" и "Hiryu" имели одинаковые авиагруппы в составе 21 истребителя, 27 бомбардировщиков и 28 торпедоносцев.

"Katsuragi" и "Atago" (типа "Unryu") имели по два двигательных агрегата эсминцев по 52.000 WPS. Скорость 32 узла. Остальные авианосцы этого типа имели двигательную установку крейсера в 152.000 WPS, как "Soryu" и "Hiryu".

Радиус действия "Kasagi" 10000 миль 18-узло-вым ходом.рость 32 узла. Остальные авианосцы этого типа имели двигательную установ- ку крейсера в 152.000 WPS, как "Soryu" и "Hiryu".

"Hosyo", принимавший участие в сражении у Мидуэя, затем использовался как учебный и его полетная палуба была увеличена до наиболее возможного предела.

В августе 1945 года к испытаниям был подготовлен легкий авианосец "Ibuki", оставшийся в единственном числе из кораблей данного типа. Он был заложен в апреле 1942 года в качестве крейсера, а летом 1943 года, через несколько недель после его спуска на воду, было решено переоборудовать его в авианосец. "Ibuki" подобен американским авианосцам типа "Independens". На нем оставили только половину двигательной установки, предусмотренной для крейсера. 72.000 лс сообщали авианосцу скорость 29 узлов.

Следует напомнить также о переоборудовании японцами двух линкоров и одного крейсера с тем, чтобы использовать их как корабли смешанного типа. После боя за остров Мидуэй линкоры "Ise" и "Hyuga" в течение года подверглись некоторым изменениям. На месте двух кормовых башен главного калибра был построен обширный ангар с подъемником, вмещающий 22 самолета. Они могли быть подняты в воздух с помощью двух катапульт за 20 минут. Планировалось такие же работы провести и на кораблях "Fuso" и "Yamashiro", но они еще до этого погибли в проливе Суригао во время боев за остров Лейте в октябре 1944 года. Нехватка самолетов не дала возможности снабдить ими оба переоборудованных корабля и в боях за Лейте они участвовали только как линкоры, без всякой авиации. Необходимо добавить, что на этих кораблях была изъята артиллерия вспомогательного калибра (восемнадцать 140-мм,орудий) и установлена зенитная артиллерия (шестнадцать 127-мм.орудий в восьми спаренных установках, шесть тридцатиствольных 120-мм.ракетных установок и 104 25-мм.зенитных автомата, из которых 93 были смонтированы в строенных установках).'

Тяжелый крейсер "Mogami" через два года после Мидуэя, в котором он получил серьезные повреждения, снова вступил в строй. Во время ремонта он подвергся большим изменениям: две кормовые башни были заменены полетной палубой. Несколько недель спустя, 25 октября 1944 года, во время боя в проливе Суригао крейсер был потоплен. Сначала он был обстрелян корабельной артиллерией, а затем добит авиацией.

Японцы, так же как и англичане, считали, что в конвои необходимо включать большие торговые суда, обо-рудованые полетными палубами. Но ни одно из заказанных флотом таких судов не вступило в строй как транспорты; обстановка заставила их переделать в торговые суда, но у японцев имелись три других корабля с взлетно-посадочной палубой, заказанные армией, о которых будет рассказано ниже, при описании кораблей, заказанных армией для собственных нужд.

ТРАНСПОРТЫ ДЛЯ САМОЛЕТОВ И ГИДРОСАМОЛЕТОВ.

Токийское Адмиралтейство имело в своем распоряжении большое количество транспортных судов и су-. дов заправщиков для авиации. Одни из них были специальной постройки, другие были переоборудованы из торговых судов. "Mizuho", спущенный на воду 25 февраля 1939 и потопленный 1 мая 1942 года, являлся однотипным "Chitose" и "Chiyoda", впоследствии переоборудованным в легкие авианосцы. Водоизмещение "Mizuho" равнялось 11.500 тонн, силовая установка из четырехх дизелей (15.200 лс) сообщала ему скорость 22 узла.

Корабль "Nisshin", спущенный на воду 30 ноября 1939 года и перевооруженный 27 февраля 1942 года, был построен как крупный минный заградитель (700 мин), но имел обширную палубу, две катапульты и четыре мощные стрелы. Он мог брать на борт двенадцать разведывательных гидросамолетов. При стандартном водоизмещении 11.317 тонн скорость его достигала 28 узлов. Впоследствии этот корабль был использован как плавбаза карликовых подводных лодок, но при этом на нем было сохранено авиационное оборудование.

Кроме этих кораблей в транспорты авиации или заправщики для самолетов были переоборудованы 18 торговых судов водоизмещением от 5800 до 8600 тонн и скоростью хода от 15 до 19 узлов. Как правило они могли брать на борт 12 самолетов, для которых они служили базой.

Японский флот использовал также определенное количество кораблей,, подобных французскому "Commandante Rober Jiro" (бывший немецкий). Самым крупным из них был "Akitsushima", вооруженный в апреле 1942 года. Водоизмещение 4670 тонн. Дизельная установка в 8000 лс сообщала кораблю скорость в 19 узлов. Другие были значительно меньших размеров, часть из них - с деревянным корпусом. Служили они спасательными судами для самолетов. Переоборудование началось с тральщика с очень длинным ютом, на корме которого был установлен поворотный кран, поднимающий от 3 до 5 тонн. Таких судов, конструкции 1933 года, к началу войнь! насчитывалось 15 единиц (100-200 тонн). В ходе войны было заложено 30 кораблей подобного класса водоизмещением 300 тонн. Большая часть из них была построена. Каждое судно могло перевозить по два гидросамолета. Имея длину 46,50 м, осадку 2,25 м и скорость хода 14 узлов при работе двух дизелей в 400 лс, эти ремонтно-аварийные суда обладали большой мореходностью и поворотливостью. Каждое из авиационных соединений флота имело несколько таких мелких судов.

КРЕЙСЕРА.

В1939 году японский флот насчитывал двенадцать тяжелых крейсеров 1-го класса (орудия, калибром 203 мм.) и двадцать три крейсера 2-го класса, из которых семнадцать были вооружены орудиями 140 мм. и шесть более новых с проектным водоизмещением 8500 тонн, которые должны были иметь 15 или 12 орудий калибром 155 мм., установленных в трехорудийных башнях. Фактически эти корабли (типов "Mogami" и Tone") имели водоизмещение, как и восемь тяжелых крейсеров из серии "Atago" и "Муоко", равное 11.000 тонн, а их пять трехорудийных башен калибром 155 мм. были заменены двухорудийными калибром 203 мм. Таким образом японцы начали войну, имея восемнадцать тяжелых крейсеров. Кроме того, они усовершенствовали в большей или меньшей степени все крейсера, вступившие в строй в период между 1926 и 1932 годом.

Так, например, четыре крейсера типа "Aoba" постройки 1926-27 годов получили орудия новейшей конструкции калибром 203 мм. и два четырехтрубных торпедных аппарата калибром 610 мм. вместо бывших двенадцати 533-мм.труб. Два более старых крейсера "Aoba" и "Furutaka", главная артиллерия которых располагалась в шести осевых башнях, получили три двухорудийные башни. На четырех крейсерах типа "Atago" были установлены пушки нового образца, перестроен блок-мостик (biok passerefle) и установлены шесть 610-мм.тор-педных труб вместо восьми 533-мм.

Ниже в таблице приведены тактико-технические данные крейсеров типа 'Топе", которые являются максимальным достижением в развитии японского тяжелого крейсера и считаются весьма успешным типом. По сравнению с крейсерами типа"МодаглГ, усовершенствованным образцом которых они являются, на них улучшена прочность конструкции и увеличена остойчивость. Артиллерия главного калибра была размещена на носу, полностью освободив корму для шести (вместо трех на "Mogami") гидросамолетов. Перестановка торпедных аппаратов на корму уменьшила опасность взрыва для командных помещений на носовой надстройке. Система противоторпедной защиты устроена внутри корпуса.

Напомним, что после битвы за о.Мидуэй крейсер "Mogami" был переоборудован в "корабль-гибрид" - полукрейсер-полуавианосец. Две кормовые башни были сняты и заменены полетной площадкой.

В 1939 году японцы решили, что большая часть их легких крейсеров постройки 1919-25 годов устарела и что для сопровождения их многочисленных флотилий эсминцев и подводных лодок необходимо было построить крейсера более новой конструкции. В кораблестроительную программу 1939 года были включены шесть новых крейсеров "Agano", "Yahagi", "Sakawa" и "Nostiiro" - для сопровождения эсминцев, "Oyodo" и "Niyodo" - для сопровождения подводных лодок. Корабли первого типа были обычной конструкции, но крейсера типа "Oyodo", наоборот, имели много особенностей. На них было предусмотрено принятие на борт шести разведывательных самолетов с повышенной скоростью полета. Они размещались в просторном ангаре, расположенном на корме, за трубой. Самолеты могли подниматься в воздух с помощью катапульты на юте. Главная артиллерия из четырех 155-мм.пушек была сосредоточена на баке. При вступлении в строй в феврале t943 года крейсер "Oyodo" вследствие нехватки авиационной техники, получил только одну катапульту обычного типа и два гидросамолета серийного производства. Несколько месяцев спустя эта установка была удалена, а ангар был оборудован для расположения в нем штаба командующего соединением. С весны 1944 года "Oyodo", прекрасно оборудованный средствами связи, официально становить-

ся флагманским кораблем "разнородного соединения". Однако во время битвы за Лейте адмирал Одзава находился на авианосце "Zuikaku", который был хуже оборудован средствами связи и перенес свой флаг на "Oyodo" лишь когда его авианосец получил серьезные повреждения и потерял управление.

Эти крейсера были единственными новыми кораблями этого класса, построенными Японией во время войны. Программой 1941 года было предусмотрено строительство двух тяжелых крейсеров водоизмещением 12.000 тонн типа усовершенствованного "Mogami", но после спуска на воду в мае 1943 года первого из них -"Ibuki" - было решено переделать его в легкий авианосец. Что касается второго крейсера, то его постройка была остановлена вскоре после закладки первого листа железа (июнь 1942 года), и его сразу же переделали в авианосец, получивший позже наименование "Amagi". По программе 1942 года намечалось заложить два легких крейсера водоизмещением 8500 тонн, но ход событий и нехватка материалов не дали возможности осуществить эту программу.

Многие из четырнадцати старых легких крейсеров проектов 1919-1922 годов были модернизированы перед войной или уже после ее начала. В качестве примера можно рассказать о переоборудовании, которому в ходе войны подвергся "Kitakami". Еще в 1941 году с корабля были сняты три 140-мм.кормовых орудия и четыре двухтрубных торпедных аппарата калибром 610 мм. Вместо них установили десять четырехтрубных торпедных аппаратов такого же калибра (по пяти на каждом борту). Зимой 1942/43 года восемь аппаратов были сняты с тем, чтобы иметь возможность брать на борт несколько 14-метровых десантных плашкоутов. Одновременно усилена зенитная артиллерия. Через некоторое время "Kitakami" получил торпедное попадание и ушел на ремонт. В январе 1944 года он вновь появился в районе боевых действий, но уже переоборудованный в базу-носитель человеко-торпед "Kaiten". Восемь таких торпед размещались в два ряда и спускались на воду через кормовую аппарель. На борт их поднимали с помощью 20-тонной стрелы, снятой с авиатранспорта "Chitose", после его переоборудования в легкий авианосец. Во-вре-мя этой модернизации с крейсера сняли две из четырех турбин, тем самым скорость крейсера сократилась до 28 узлов (35.000 лс). Было полностью изменено вооружение корабля и состояло теперь из четырех 127-мм.у-ниверсальных орудий (в спаренных установках) и 67 зенитных 25-мм.автоматов (двенадцать строенных установок, остальные одинарные). Вооружение дополнялось • 18 глубинными бомбами. "Kitakami" был единственным из четырнадцати крейсеров этой серии, которому удалось выжить в течение всей войны.

ЯПОНСКИЕ КРЕЙСЕРЫ.

  ед. Топе Адапо Oyodo Ibuki
  изм-я 2 ед. 4 ед. 2 ед. 2 ед.
Вступила в строй год 1938- 10.1942 2.1943 - <Ь)
    -1939 12.1944 ?  
Водоизмещение:          
стандартное т. 11 213 6 650 8 168 12 200
наибольшее т. 14 070 7 710 10 470 15 000
Длина:          
наибольшая и. 201,60 174,50 192,00 200,60
по ватерлинии м. 198,75 172,00 189,00 198,35
между пп . ' м. 190,30 162,00 180,00 187,80
Ширина:          
максимальная м. 19,40 15,20 16,60 20,20
Осадка м. 6,48 5,63 6,10 6,10
Котлов _ 8 6 6 8
Турбин - 4 4 4 2
Мощность WP8 152 000 100 000 110 000 144 000
Скорость узлов 35,86 35,0 35,0 35,0
Дальность плав-я миль - 6300/18 10600/18 -
Вооружение: ГК   8 203 2x3 155 2x2 155 5x2 203
СК - • 4x2 127 2x2 80 4x2 100 ? 127
25-мм.зен.автом. - 12x3 25 10x3 25 12x3 25 ? 25
» - 4x2 25 31 25 14 25  
» - 20 45      
торпедных аппар. - 4x3 610 2x4 610 нет ? 610
Самолетов   б (а) 2 6 ?
Катапульты 2 1 1 ?

(а) - После Филиппинского сражения (июнь 1944-го) с крейсера сняты четыре гидросамолета из шести, а вместо них на юте установлены шесть сдвоенных 25-мм. а вто мата.

(b) - "Ibuki" после спуска начали перестраивать в авианосец. Второй такой же крейсер, заложенный в июне 1942 года, сразу же был прекращен постройкой, а вместо него тут же началось строительство авианосца "U-nryu".

Нужно отметить также роль учебных крейсеров типа "Katori", два из которых были построены по про-

грамме 1937 года, а третий - "Kashii" - по программе 1939 года. В течение почти всей войны они служили в качестве флагманских кораблей различных тактических групп. На них было усилено зенитное вооружение: установлены три спаренных 127-мм.установки и тридцать восемь зенитных 25-мм.автоматов. Четвертый крейсер этого типа - "Kashiwara" - был заложен в августе 1941 года, но его постройка была остановлена перед нападением на Пирл-Харбор, так как пришлось переключиться на строительство кораблей более необходимых.