Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Журнал "Бриз" 6 - 1995

РОССИЙСКИЙ ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ В МОРСКИХ СРАЖЕНИЯХ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ 1787- 1791 годы

I. ОБСТАНОВКА НА ЧЕРНОМ МОРЕ К НАЧАЛУ ВОЙНЫ. ПЛАНЫ СТОРОН, СООТНОШЕНИЕ СИЛ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФЛОТОВ.

Обострение русско-турецких отношений к 1787 году было вызвано с одной стороны - стремлением правительства турецкого султана к пересмотру Кучук-Кайнарджий-ского мирного договора 1774 года и к возвращению Крыма, присоединенного в 1783 году к России, с другой - активной политикой в Черноморском бассейне российского правительства Екатерины Второй, которая одобряла планы князя Г.А.Потемкина-Таврического об освобождении от турецкого ига славянских народов на Балканах, об изгнании Турции из Европы и о занятии Константинополя.

Не без влияния английской и прусской дипломатии султан, не желая ждать дальнейшего усиления русского флота в Черном море, 12 августа 1887 года первым официально объявил войну России. Турецкие планы войны предполагали активные действия на двух направлениях -Очаковском и Крымском. Удерживая Очаков, турки собирались захватить принадлежавший русским и расположенный против Очакова Кинбурн, и тем самым заблокировать выход из Днепровского лимана и не дать противнику выводить новые корабли из Херсона. Не исключалось уничтожение и самого Херсонского адмиралтейства. После этого, опираясь на господство турецкого флота на Черном море, предполагалось высадить в Крым солидный десант для овладения полуостровом и передачи его под власть подобранного для этой цели нового крымского хана.

Российские планы также имели наступательный характер.

Украинская армия под командованием генерал-фельдмаршала П.А.Румянцева (37 тысяч чел.) наступала на вспомогательном направлении - в Подолии на среднее течение Днестра - для отвлечения от турецкой армии и поддержания связи с союзниками (В январе 1788 года войну Турции объявила Австрия).

Главные силы - Екатеринославская армия под командованием генерал-фельдмаршала Г.А.Потемкина-Таврического (82 тысячи чел.) должна была наступать от Днестра через Буг к Очакову, овладеть этой крепостью, а потом двинуться через Днестр к Дунаю и захватить Бендеры.

Черноморскому флоту ставились задачи содействовать армии у Очакова, предотвращения десанта в Крым и борьбы с турецким флотом в открытой части Черного моря. На Балтике и в Архангельске началась подготовка сильной эскадры из пятнадцати линейных кораблей для похода в Средиземное море и нападения на Турцию с юга - со стороны Дарданелл. В дальнейшем, по мере успешного выполнения первых операций, не исключались активные действия против Константинополя, где роль флота приобретала исключительное значение.

Однако эти. планы были нарушены неожиданным военным выступлением Швеции, объявившей в 1788 году войну России. Посылка балтийской эскадры, естественно, не состоялась. Кроме этого, крайне необходимые на юге войска пришлось оттягивать к Санкт-Петербургу.

В результате молодому, основанному в 1783 году, Черноморскому флоту пришлось рассчитывать только на свои силы, которых к началу войны было явно недостаточно. Так, из двенадцати линейных кораблей, предусмотренных штатом 1785 года, к лету 1767 года успели построить только шесть. Но из них 66-пушечный "Александр" потерпел крушение и погиб вскоре после окончания постройки (1786 год), а два корабля, включая первый 80-пушечный корабль "Иосиф 1Г не были еще выведены из Херсона. В дополнение к линейным кораблям имелось еще три больших и одиннадцать малых фрегатов, три из последних - уже весьма ненадежные к плаванию. В Днепровском лимане готовилась также гребная флотилия из галер и дубель-шлюпок. а для действий в открытом море -небольшие крейсерские парусные суда под командованием греков-добровольцев.

В 1788-1791 годах на верфях Херсона. Николаева и " Рогожских хуторов (Азовский бассейн) удалось построить три линейных корабля, восемь больших фрегатов и значительное число гребных судов. Но это пополнение ни количеством, ни качеством кораблей еще не обеспечивало необходимого для ведения войны боевого состава флота. Не случайно в 1788 году особым распоряжением Г.А.Потемкина, назначенного главнокомандующего всей армией и Черноморским флотом, было предписано именовать большие 46-пушечные и 50-пушечные фрегаты линейными кораблями. Такая импровизация считалась необходимой хотя бы для примерного уравнения российской линии баталии с турецкой.

По своим качествам большинство российских черноморских кораблей уступали балтийским и кораблям лучших европейских флотов. При спешной их постройке не всегда удавалось добиться сочетания удачных чертежей и качества отделки. Ни один корабль не имел медной обшивки в подводной части. Не составлял исключения и самый крупный корабль "Иосиф 1Г. позднее переименованный в "Рождество Христово" и ставший флагманским кораблем Севастопольского корабельного флота. Флот испытывал и недостаток в артиллерии, которая не везде соответствовала штатной. Положительным следует признать стремление к установке наиболее мощных орудий. Так 80-пушечный "Рождество Христово" имел на гон-деке 36-фунтовые (173-мм) пушки. 66-пушечные корабли "Преображение Господне". "Святой Павел". "Мария Магдалина" (вторая). "Владимир", "Святая Троица" имели на гондеке 30-срунтовые (164-мм) орудия. Такую же артиллерию на деке получили и 46гпушечные корабли (большие фрегаты) "Петр Апостол". "Иоанн Богослов", "Царь Константин". "Федор Стратилат" и "Казанская Богородица". 24-фунтовые (152-мм) пушки стояли на деках 50-пушеч-ных кораблей "Святой Георгий Победоносец". "Андрей Первозванный", "Александр Невский", "Святой Николай" и 46-пушечных "Навархия Вознесения Господне" и "Сошествие Святого Духа". На многих кораблях были установлены также по два-четыре картальных (195-мм) единорога, которые значительно увеличили их огневую мощь.

Напротив, черноморские 40-пушечные.фрегаты при сравнительно небольших размерах имели и слабую по калибру артиллерию - 12-фунтовые пушки на деке. Это приходилось учитывать в сражении. Ни один корабль Черноморского флота не был вооружен карронадами весьма эффективными на малых дистанциях и уже принятыми в 1788-1790 годах на Балтике.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОРАБЛЕЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА

Наименование корабля год спусха на воду Число

судов

Водоизмещение Длина,Ширина Глуб.интрюма Экипаж (чел.)
80-пушечный корабль "Рождество Христово" 1787 год 1 2850 т. 54,9 м. 15,1 м. 6,2 м. 754 (факт.)
66-пушечный корабль "Преображение Господне" 1783 год 7 2120 т. 48,8 м. 13,5 м. 5,8 м. 582 (штат)

533 (факт.)

50-пушечный корабль "Св.Георгий Победоносец" 1785 год 3 1550 т. 46,7 м. 13,0 м. 4,6 м. 418 (факт.)
50-пушечный корабль "Св.Николай" 1790 год 1 1840 т. 45,7 м-13,0 м. 4,2 м. 378 (штат)
46-пушечный корабль "Петр Апостол'' 1788 год 7 1270 т. 43,6 м. 13,1 м. 4,0 м. 394 (штат)
40-пушечный фрегат "Стрела" (с 1788 "Иоанн Воинственник"), 1782 год .8 810 т. 39,0 м. 10,5 м. 3,6 м. 320 (факт.)
40-пушечный фрегат "Кинбурн" (с 1788 "Покров Богородицы"), 1786 год 3 830 т. 39,7 м. 10,5 м. 3,6 м. 285 (факт.)

Экипажи российских кораблей включали флотских чинов (до 63 % общей численности, в их числе штурманов, матросов, плотников и т.п.), чинов морской артиллерии (до 11 %. в их числе канониров и бомбардиров) и чинов морских батальонов (до 28 %, в их числе гренадеров и мушкетеров). Значительная часть матросов и артиллеристов имели большой опыт службы и были хорошо подготовлены. Однако некомплект личного состава вынуждал брать на корабли офицеров и солдат армейских полков, которые составляли до 22.5 % численности экипажей (корабельный флот. 1790 год).

Большинство флотских офицеров были выпускниками Морского шляхетного кадетского корпуса в Санкт-Петербурге, часть из них имела богатый морской и слуг ж-эбный опыт. В числе наиболее опытных были и достигшие штаб-офицерских чинов англичане, греки и славяне - волонтеры времен русско-турецкой войны 1768-1774 годов (Р.Вильсон, П.Алексиано. В.Ф.Тиздель. М.И.Войнович и др.). Греки командовали и крейсерскими судами, получая в награду офицерские чины. Хронический некомплект флотских офицеров, порой достигавший 50 %, вызывал необходимость пополнения экипажей мичманами из "Корпуса иностранных единоверцев" и гардемаринами из Морского кадетского корпуса, основанного в 1786 году в Херсоне. Были случаи присвоения флотских чинов армейским офицерам, а также нового приема на службу иностранцев. Таким образом, офицерский состав флота был не таким национально однородным, как рядовой: нижние чины в подавляющем большинстве были православными россиянами.

Высший начальствующий состав Черноморского флота в 1787 году, кроме главнокомандующего Г.А.Потемкина, представляли старший член Черноморского адмиралтейского правления контр-адмирал С.И.Мордвинов, командующий Севастопольским корабельным флотом контр-адмирал М.И.Войнович, исполняющие обязанноегода, и доверить ему ответственное самостоятельное командование. Это обеспечило Черноморскому флоту успехи в кампании 1790-1791 годов.

В 1787 году Черноморский корабельный флот был подразделен на две эскадры - Севастопольскую (иначе -Севастопольский корабельный флот) и Лиманскую, которая базировалась у Глубокой пристани - ниже Херсона. Там же, в Лимане, сосредотачивался и будущий гребной флот. Севастополь фактически являлся главной и наиболее удобной операционной базой корабельного флота, но в то время был еще слабо укреплен и не имел сухого дока для ремонта кораблей. Херсон и Таганрог имели значение тыловых баз. неудобных для базирования активных сил флота.

Турецкий флот в 1787 году насчитывал 29 линейных кораблей и 39 фрегатов при значительном числе крейсерских судов, бомбардирских кораблей и галер. Часть этого большого флота находилась в Средиземном море, часть не могла быть вооружена из-за недостатка личного состава, но в целом турецкий флот имел подавляющее превосходство в силах.

Возрождение турецкого флота после его сокрушительного поражения под Чесмой (1770 год) во многом явилось заслугой чудом спасшегося из огня ветерана последней капудана-паши (адмирала флота) Гассана-паши Эль Гази. прозванного еще "Крокодилом морских сражений". Перс по происхождению. Гассан до своего возвышения был рабом, а после Чесменской катастрофы возглавил на флоте преобразования, которые затронули, главным образом, его материальную часть.

В период Гассана-паши кораблестроение в Турции более строго последовало европейским образцам - корабли и фрегаты строились по лучшим в то время французским и шведским чертежам. Громоздкие "каравелы" (большие фрегаты) до-чесменских времен ушли в прошлое. Три 40-пушечных фрегата и корабельные орудия уже во время войны были приобретены в Англии. Турецкие линейные корабли были двухдечными и, как правило, относительно более крупными, чем российские соответствующих рангов. Они имели также и более многочисленный экипаж. По Некоторым сведениям, в кампании 1791 года на флагманском корабле флота было около 1500 человек, а на больших 80-пушечных кораблях - до 1000 офицеров и рядовых чинов.

НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТУРЕЦКИХ КОРАБЛЕЙ

Наименование корабля год спуска на воду Водоизмещение Длина,Ширина Глуб.интрюма Экипаж (чел.)
74 (80) -пушечный корабль "Капудание" ок.3000 т. ? 800
66-пушечный корабль "Мелеки-Бахри" 2600 т. 50,3 м. 16,8 м. 5,8 м. 650
50 (60) -пушечный корабль 1600 т. 43,0 м. 13,5 м. 5,0 м. 7

ти младших флагманов капитаны бригадирского ранга П.Алексиано и Ф.Ф.Ушаков. Просвещенный моряк и неплохой администратор, Н.С.Мордвинов в серьезном деле оказался весьма слабым флагманом, заслужив у А.В.Суворова ироническое прозвище "академика". Герой минувшей войны с турками и георгиевский кавалер граф М.И.-Войнович в условиях явного превосходства противника также проявил себя нерешительным флотоводцем, покорным, но пассивным исполнителем воли главнокомандующего. Паниоти Алексиано, еще более М.И.Войновича отличившийся в 1770-1773 годах и получивший 4-ю и 3-ю степени ордена Св.Георгия, не имел необходимого старшинства в чине, а в июле 1788 года, только что став контрадмиралом, скоропостижно скончался. Энергичный и самостоятельный бригадир Ф.Ф.Ушаков, выпускник Морского корпуса 1766 года, командовавший фрегатами и кораблями в далеких плаваниях, в начале войны занимал подчиненное положение и был ограничен в своих решениях.

Сознавая слабость высших морских начальников, Г.А.-Потемкин, который сам не брался командовать на море, предлагал императрице пригласить иностранных моряков, в частности, известного своим искусством в войне 1768-1774 года георгиевского кавалера голландца Я.-Г.Кингс-бергена. Последний, однако, не приехал в Россию. ПОсле этого Екатерина II приняла в русскую службу контр-адмиралами И направила на Черное море принца К.Нассау-Зигена и американского капитана П.Джонса, прославившегося победами над англичанами в войне за независимость Северо-Американских Штатов.

К.Нассау-Зиген. не имевший необходимого морского командного опыта, отличался храбростью и предприимчивостью. Опытный моряк Поль Джонс не уступал принцу в храбрости. Однако новоиспеченные адмиралы плохо ладили между собой и с другими начальниками, к тому же они не знали русского языка. Оба этих флагмана сыграли положительную роль в боевых действиях в Днепровском лимане в 1788 году, но вскоре покинули Черное море. К.Нассау-Зиген был назначен на Балтику, а П.Джонс, попав \ немилость к Потемкину, и вовсе оставил российскую службу, где против него выступали также офицеры английского происхождения.

К чести Потемкина необходимо отметить, что он нашел возможность по достоинству оценить заслуги и способности Ф.Ф.Ушакова, отличившегося в кампании 1788

Артиллерия в турецком флоте была более разнокалиберная и относительно меньшей мощности, чем в российском флоте. На нижних деках бб-лушечных кораблей устанавливались 22-фунтовые пушки - менее 150-мм.ка-либра. Зато было много медных пушек лучшего качества. Кроме того, на многих линейных кораблях стояло по четыре особо мощных пушки, стрелявших 40-кг.мраморны-ми ядрами.

Во время войны несколько новых кораблей были построены на верфях Синопа, Константинополя (старейшее адмиралтейство - Терсане - основано в 1576 году). Эрек-ли. Метелина и Родоса. Важным резервом флота явились и флоты султанских вассалов, в частности, алжирского бея.

Слабым местом турок оставались организация и подготовка личного состава, хотя после Чесмы и стали практиковаться учебные плавания мирного времени для отработки экипажей. Разноплеменный рядовой состав доукомплектовывали новобранцами во время войны. Турецкие морские артиллеристы уступали в выучке европейским. То же можно сказать и о морских офицерах, хотя с 1770 года их готовили в специально основанном военно-морском училище (морском корпусе).

Под страхом строгих наказаний турецкие экипажи в бою проявляли мужество и упорство до тех пор, пока их флагманы держались в строю. Наказание могло постигнуть любое должностное лицо. Так, например, в 1789 году один из кораблей в Терсане "за худостью" остался не вооруженным, и по приказанию разгневанного Селима III "начальствующему при адмиралтействе члену" отрубили голову. Обвиненный в неудачах первых лет войны, бывший капудан-паша Гассан в 1790 году был вынужден покончить жизнь самоубийством (1).

В таких условиях выбор старших морских начальников был непростой проблемой, которая зачастую решалась по прихоти султана. Так, после знаменитого Гассана капудан-пашей был назначен сравнительно молодой любимец Селима II! Хюссейн-паша, вынужденный в вопросах управления флотом полагаться на своих помощников. Незаурядной личностью, несомненно, был опытный алжирский адмирал Сейтит-Али. призванный в конце войны на помощь флоту "повелителя правоверных". Впрочем, его, как и многих других флагманов султанского флота, отличала чрезмерная заносчивость, мешавшая совершенствованию в военно-морском деле.

В целом а 1787-1791 годах турецкий флот имел перед российским Черноморским флотом значительное количественное и некоторое качественное превосходство в корабельном составе, но уступал в подготовке матросов и офицеров.

ПЕРВЫЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

КАМПАНИЯ 1787 ГОДА.

Начало войны застало флоты обоих противников в более высокой степени готовности к выступлению, чем их сухопутные армии. Уже 20 августа 1787 года турецкие корабли у Очакова атаковали русские фрегаты "Скорый" и бот "Битюг", поджидавшие два новых корабля из Херсона для перевода их в Севастополь. "Скорый" и "Битюг" отразили нападение и прорвались к глубокой пристани.

31 августа М.И.Войнович с 3 кораблями и 7 фрегатами вышел из Севастополя на поиски турецкого флота, который, как ожидалось, должен был усилить свою флотилию и войска у Очакова. Турецкий флот обнаружен не был. зато в виду Варны российская эскадра попала в небывало жестокий и продолжительный шторм, последствия которого стали равноценны проигрышу большого сражения. Почти все корабли лишились мачт и получили сильную течь. 40-пушечный фрегат "Крым" пропал без вести со всем экипажем, а 66-пушечный корабль "Мария Магдалина" без мачт и руля занесло к Босфору, где он был захвачен турками (впоследствии служил в турецком флоте под названием "Худаверды"), К концу сентября уцелевшие 2 корабля и 6 фрегатов вернулись в Севастополь и начали исправление повреждений.

К этому времени турецкий флот у Очакова получил из Варны подкрепление и достиг 42 боевых единиц, в том числе 9 линейных кораблей и 8 фрегатов. Однако десант из 5000 человек, высаженный на Кинбурнскую косу, несмотря на поддержку с моря. 1 октября 1787 года был совершенно разгромлен войсками генерал-аншефа А.В.Суворова. При этом контр-адмирал Н.С.Мордвинов со своей эскадрой оставался пассивным наблюдателем происходящего. И только галера "Десна" по личной инициативе ее бесстрашного командира лейтенанта Д.Ломбарда (мальтийца на русской службе) атаковала турецкие корабли и помогла А.В.Суворову. В начале октября у стен Очакова произошло несколько боев с переменным успехом.

4 октября 1787 года. Н.С.Мордвинов предпринял довольно оригинальную (на бумаге) попытку сжечь турецкие корабли (в том числе 3 линейных и 5 фрегатов), но она окончилась полной неудачей. Плавучая батарея под командованием капитана 2-го ранга А.Е.Веревкина, посланная ночью во фланг неприятелю для выполнения задания, с рассветом 4 октября оказалась одна против всего турецкого флота. Галеры, назначенные для ее поддержки, вовремя не заняли свои позиции, а утром опоздали на выручку батарее. Веревкин два часа доблестно сражался с турками, теряя людей не только от турецкого огня, но и от разрывов собственных орудий, после чего попытался уйти в море. Однако неповоротливую батарею выбросило на мель и разбило волнением, а командир и остатки экипажа попали в плен.

До конца кампании контр-адмиралу Н.С.Мордвинову так и не удалось оттеснить противника от Очакова. В середине октября турецкий флот сам ушел в Константинополь, ввиду наступления зимней непогоды.

Зимой 1787/1788 года обе стороны готовились к активным действиям в Днепровском лимане.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЛИМАНЕ В КАМПАНИЮ 1788 ГОДА. ОЧАКОВСКОЕ СРАЖЕНИЕ 17-1S ИЮНЯ 1788 ГОДА.

26 марта 1788 года князь Г.А.Потемкин-Таврический, недовольный Мордвиновым, назначил для непосредственного командования гребной флотилией контр-адмирала К.Нассау-Зигена. который был подчинен командующему войсками в районе лимана генерал-аншефу А.В.Суворову. Парусная Лиманская эскадра была поручена капитану бригадирского ранга П.Алексиано (2). сохранившему номинальное подчинение Н.С.Мордвинову, оставшемуся старшим морским начальником в Херсоне.

18 мая 1783 года "бусурма некий флот" (выражение А.В.Суворова) вновь явился у входа в Днепровский лиман. При этом 53 малых судна, включая 5 галер, 10 пинков и 15 канонерских шлюпок подошли к самой крепости Очаков, занятой сильным турецким гарнизоном, а корабельный флот, возглавляемый Гассан-пашей, встал на якорь в море, примерно в 10-15 милях от входа в лиман. Этот флот всего насчитывал 45 вымпелов, включая сюда 24 линейных корабля и больших фрегата, 4 фрегата и 4 бомбардирских корабля.

20 мая турецкие корабли настигли в лимане дубель-шлюпку N.2 капитана 2-го ранга* Рейнгольда фон Сакена. ранее посланного в Кинбурн в распоряжение А.В.Суворова. После прихода Гассан-паши Сакен решил вернуться к главным силам российского флота, стоящим в глубине лимана. Тихоходная и неповоротливая дубель-шлюпка вскоре была окружена и абордирован противником. В неравном бою Р.фон Сакен взорвал свой корабль. Его подвиг способствовал подъему морального духа экипажей сравнительно малочисленных сил российского флота, готовившихся к решительному сражению с противником.

29 мая в командование корабельной эскадрой в лимане вступил контр-адмирал Поль Джонс, назначенный Потемкиным "в обход" капитана П.Алексиано. Последний, справедливо считая себя обиженным, собрался было уйти с эскадры, но потом великодушно согласился остаться. Благодаря этому поступку подчиненного главнокомандующему удалось сохранить во флоте греческих офицеров-волонтеров, а сам бригадир, невольно оказавшийся пониженным по службе, сыграл выдающуюся роль в последующих сражениях с турками. Заслуга Алексиано тем более велика, что контр-адмиралы К.Нассау-Зиген и П.Джонс не были подчинены друг другу, страдали взаимной ревностью к успехам соперника, а первый из них еще и интриговал при "распределении" лавров победителей.

6 июня российские корабельная эскадра (12 вымпелов) и гребная флотилия (28 вымпелов), начав наступление, выдвинулись на ближние подступы к Очакову и построились в линию поперек лимана, имея в центре 66-пушечный линейный корабль "Владимир" и 3 фрегата, а в боевых порядках судов еще. и казачьи лодки. Между тем. Гассан-паша усилил свою флотилию у крепости 4 линейными кораблями и 6 фрегатами. На рассвете 7 июня под прикрытием огня линейных кораблей и фрегатов турецкие гребные суда (всего 47 единиц) бросились в атаку, пытаясь обойти сравнительно слабый правый фланг российской линии. Русские корабли открыли ответный огонь. Успех боя предопределили действия прибывших из центра подкреплений: капитан бригадирского ранга П.Алексиано с 7 гребными судами (плавбатарея, галера, 2 бомбардирских корабля и 3 дубель-шлюпки - ранее стояли вдоль линии корабельной эскадры) контр-атаковал противника и меткими выстрелами вынудил его к отступлению. Два турецких судна взлетели на воздух от взрывов и одно затонуло. В преследовании приняли участие все корабли гребной флотилии во главе с Нассау-Зигеном и при личном участии Джонса. Турецкие суда, несмотря на попытки Гассан-паши, поднявшего свой флаг на кирланги-че, восстановить положение, в беспорядке отступили под стены Очакова. Нассау-Зиген гнал их до зоны досягаемости крепостных орудий.

Неудача боя 7 июня не обескуражила старого капу-дан-пашу. который решил ввести в мелководный лиман еще 6 линейных кораблей. Так как российская эскадра и гребная флотилия продолжали держаться вблизи Очакова. Гассан-паша задумал повторить нападение превосходящими силами.

16 июня 1788 года турецкий флот при юго-западном ветре пришел в движение и начал выстраивать линию, ровняясь по флагманскому 64-пушечному кораблю, который вскоре сел на мель и с большим трудом был выведен на глубокую воду.

Под командованием Гассан-паши в лимане находились'10 линейных кораблей, 6 фрегатов (не менее 800 орудий и 7000 человек экипажей) и 45 различных малых парусных и гребных кораблей (на них более 100 орудий и свыше 3500 человек).

К этому времени флотилия К.Нассау-Зигена усилилась 22 канонерскими лодками, а на песчанной Кинбурн-ской косе у самого выхода из лимана по распоряжению Суворова была построена замаскированная береговая батарея (так называемый "блокфорт"). Российская корабельная эскадра включала 66-пушечный линейный корабль "Владимир" под флагом контр-адмирала П.Джонса (орудия - только на гон-деке). 50-пушечный фрегат "Александр Невский", 40-пушечный фрегат "Скорый" и малый фрегат "Св.Николай", а также 8 небольших крейсерских кораблей (всего свыше 200 орудий и более 2500 человек экипажей). В распоряжении К.Нассау-Зигена насчитывалось 46 различных парусно-гребных судов, не считая лодок Бугс-кого казачьего войска. Среди названных были 2 бомбардирских корабля. 6 батарей. 4 дубель-шлюпки. 7 галер, 24 канонерских лодки и 3 барказа. На судах флотилии насчитывалось до 200 орудий и 2800 человек экипажей.

Таким образом, турецкий флот имел, по меньшей мере, двухкратное превосходство в общем количестве людей и орудий. С учетом качества и калибра вооружения линейных кораблей это превосходство было значительно большим. Однако турецкие корабли и фрегаты были стеснены в маневрировании общим мелководьем в лимане и узостью фарватера. Не знали турки и о существовании блокфорта. грозившего превратить лиман в ловушку для всего их флота.

Эти 'обстоятельства учитывало российское командование. К.Нассау-Зиген предложил атаковать противника в ночь с 16 на 17 июня. Однако к вечеру ветер почти стих, а на военном совете к контр-адмирала Джонса было решено перейти в наступление как только позволят направление и сила ветра. На совете проявились и разногласия между обоими адмиралами, которые не смогли договориться о диспозиции. К.Нассау-Зиген сам возглавил усиленный им левый фланг боевой линии. С 1 часа ночи 17 июня ветер начал усиливаться и к 4 часам установился благоприятный для атаки норд-ост. В это время российская корабельная эскадра вступила под паруса и вместе с Гребной флотилией двинулась на противника. Не ожидавшие нападения турки начали поспешно сниматься с якорей и отступать к крепости. При этом один из 64-пушечных кораблей сел на мель под выстрелами эскадры П.Джонса. Этот корабль вскоре был атакован 18-ю судами Нассау-Зигена. Одновременно 13 других судов левого фланга гребной флотилии отогнали другие турецкие корабли, пытавшиеся оказать помощь их застрявшему на мели товарищу.

Около часа турецкий линейный корабль стойко оборонялся от нападавших русских гребных судов, которые.

након* приблизились к нему на пистолетный выстрел. О > -г/дия корабля замолчали, но команда продолжала отстреливаться из ружей. Сопротивление турок не прекратилось со спуском флага. Последние защитники линейного корабля стали бросаться в воду, в то время как русские поднявшись на борт, подвели брандер. Сам корабль уже загорелся от брандскугеля.

К этому времени Нассау-Зиген послал небольшое подкрепление на правый фланг - бригадиру П.Алексиано, где продолжался тяжелый бой и одна русская плавучая батарея затонула от подводной пробоины. Сам командующий гребной флотилией атаковал другой севший на мель турецкий 64-пушечный корабль - на этот раз флагманский корабль капудана-паши. Флот противника отступал по всей линии обороны под прикрытие батарей Очакова. Капудан-паша оставил обреченный флагманский корабль, который вскоре сдался и был объят пламенем пожара.

К вечеру российская эскадра и флотилия стали на якорь напротив Очакова. Оба флагмана остались недовольны друг другом, так как Джонс стремился захватить сдавшиеся корабли турок, а Нассау-Зиген торопился их поджечь. Не договорились адмиралы и о диспозиции. Ночью Гассан-паша решил вывести флот из лимана, но около 22 часов неожиданно для себя попал под огонь суворовского блокфорта. В темноте, под обстрелом турецкие корабли пришли в замешательство, многие из них сошли с фарватера и сели на мель. Утром Суворов послал унтер-офицера к Нассау-Зигену с сообщением об обстановке и с предложением атаковать.

Оставив 2 плавбатарии и 3 галеры для прикрытия эскадры Джонса, посчитавшего атаку слишком рискованной для своих парусных кораблей. Нассау-Зиген и Алек-сиано с гребной флотилией в строю полумесяца напали на противника. Сражение продолжалось 4,5 часа и. несмотря на поддержку своих кораблей турецкими крепостными батареями, окончилось катастрофой для султанского флота. Два 60-пушечных линейных корабля и 3 больших 40-50-пушечных фрегата (или корабля) сгорели, подожженные брандскугелями. Огнем блокфорта и судов российской гребной флотилии были потоплены два 34-лушечных. две больших шебеки, бомбардирский корабль, галера и транспортное судно. Один 54-пушечный корабль сдался в плен (впоследствии служил в российском флоте под названием "Леонтий Мученик"). Два фрегата и несколько других малых судов укрылись под стенами Очакова.

За два дня сражения турецкий флот лишился 10 (из 16) линейных кораблей и фрегатов, приведенных капудан-пашей в Лиман. Общие потери противника Нассау-Зиген оценивал в 478- орудий и 2000 погибших моряков. Кроме того. 1673 турецких офицеров и матросов попали в плен.

Российская гребная флотилия потеряла 1 плавучую батарею. 18 человек убитыми (2 офицера) и 67 ранеными (10 офицеров). В числе погибших был первый кошевой атаман Бугского войска верных казаков полковник С.И.-Белой, отличившийся храбростью в бою 7 июня. 1 июля 1788 года флотилия К.Нассау-Зигена с потерей 79 человек уничтожила остатки турецких кораблей в лимане - 2 с регата и 7 малых судов.

Стратегическое значение Очаковской победы 17-18 июня определялось, в первую очередь, масштабами потерь султанского флота, который лишился десяти больших кораблей и сотен моряков. Отступление капудан-паши из лимана означало также торжество российского оружия и явилось большой победой в моральном отношении, хотя противник сохранил еще достаточно сил для продолжения борьбы и, как показали последующие события, мог возобновить блокаду лимана.

В тактическом отношении Очаковское сражение примечательно хорошим взаимодействием российской армии и флота. Генерал-аншеф А.В.Суворов, который по праву являлся одним из главных организаторов победы, не вмешиваясь в детали распоряжений Нассау-Зигена, скрытным сооружением блокфорта компенсировал сравнительную слабость своего флота в лимане. Внезапный обстрел отступавшего турецкого флота из орудий блокфорта в ночь на 18 июня сыграл решающую роль в последующем уничтожении лишенных подвижности больших кораблей противника.

В боях выявилось качественное превосходство российской морской артиллерии и лучшая выучка комендоров лиманских флотилий и эскадры. Надежное поражение больших кораблей достигалось применением бранс-кугелей, оказавшихся весьма эффективными в позиционном сражении.

Вместе с тем, учитывая сравнительную слабость корабельного состава, заслуживают особое внимание энергия руководителей и самоотверженность всех российских офицеров и матросов. К.Нассау-Зиген в реляции о сражении отметил, что рассчитывал на победу "благодаря чрезмерной храбрости всех моих сослуживцев" (3). Свой вклад в поражение противника внесли и П.Джонс, которому нельзя было отказать в личном мужестве, и бригадир Н.И.Корсаков, командовавший сухопутными войсками на флотилии. По мнению последнего, в руководстве боями на море главную роль сыграл капитан бригадирского ранга П.Алексиано (4). Так, Н.И.Корсаков писал И.М. де Рибасу: "Алексиано в обоих сражениях, не будучи командиром, всем командовал, по его совету во всем поступали; где он. там и Бог нам помогает, и вся наша надежда была на него".

Это признал и К.Нассау-Зиген. "Алексиано, - докладывал принц. - должен вполне разделить со мною малые заслуги командования такими офицерами, которым стоит только приказать атаковать неприятеля, чтобы быть уверенным, что они одержат победу".

В сражении отличились многие офицеры и матросы, а лейтенант Т.Я.Мякинин проявил "отчаянную храбрость" - будучи раненым в бою 17 июня, он на следующий день командовал галерой, лежа на палубе, и атаковал противника с самой короткой дистанции.

За Очаковскую победу Екатерина Вторая удостоила Нассау-Зигена очень высокой награды - ордена Св.Геор-гия 2-й степени. Ордена Св.Георгия 4-й степени получили капитан 1-го ранга Ф.А.Ахматов, капитан-лейтенанты Г.И.Тимченко. И.Ф.Кузнецов. К.К.Константинов. Н.И.Вой-нович, Ф.П.Лелли, лейтенант Т.Я.Мякинин и другие флотские и армейские офицеры. Не умаляя энергии и заслуг принца К.Нассау-Зигена. следует отметить, что в его исключительном награждении немалую роль сыграли скромность А.В.Суворова ("Я только зритель; жаль, что не был на абордаже; Принцу Нассау мне остается только ревновать") и симпатии ГАПотемкина, бывшего очевидцем боя 1 июля. Сам А.В.Суворов, П.Джонс, а отчасти и П.Алексиано остались в тени славы принца. Последний был вскоре назначен на Балтику, где вновь отличился в компании 1789 года, однако в следующем году своей опрометчивостью нанес огромный ущерб российскому флоту, запятнав его историю поражением при Роченсальме.

СРАЖЕНИЕ У ОСТРОВА ФИДОНИСИ 3 ИЮЛЯ 1788 ГОДА.

18 июня 1788 года Севастопольский корабельный флот в составе двух линейных кораблей, двух 50-пушеч-ных и восьми 40-пушечных фрегатов (552 орудия), одного 18-пушечного фрегата, двадцати малых крейсерских судов и трех брандеров вышел в море согласно приказа^ нию генерал-фельдмаршала Г.А.Потемкина. Командующий флотом контр-адмирал граф М.И.Войнович (флаг на 66-пушечном корабле "Преображение Господне") в соответствии с приказом направил флот к Очакову для отвлечения от него турецкого флота.

В тот же день командующий турецким флотом капу-дан-паша Гассан (Хасан-паша) после ОЧАКОВСКОГО разгрома с прорвавшимися из Днепровского лимана кораблями встал на якорь у острова Березань, где начал исправление повреждений и вскоре присоединил к себе эскадру, включающую наиболее крупные турецкие корабли.

Задержанный противными ветрами. М.И.Войнович только 29 июня, когда Екатеринославская армия Потемкина уже подходила к Очакову, достиг острова Тендра, где и обнаружил державшийся к северо-западу от Тенд-ры турецкий флот. Флот Гассан-паши насчитывал 17 линейных кораблей (в том числе пять 80-пушечных: всего в линии баталии не менее 1120 орудий). 8 фрегатов, 3 бомбардирских корабля. 21 малое крейсерское судно (шебеки, кирлангичи. поляки). Таким образом, только главные силы - линия баталии - турецкого флота имели двухкратное превосходство в количестве орудий и еще большее превосходство в весе бортового залпа. Семнадцати турецким кораблям Войнович мог противопоставить линию из двенадцати кораблей и фрегатов, из которых только четыре были вооружены орудиями крупных калибров, равноценными орудиям турецких кораблей. Это были 66-лу-шечные "Преображение Господне" и "Святой Павел", а также 50-пушечные "Андрей Первозванный" и "Георгий Победоносец".

Утром 30 июня 1788 года контр-адмирал М.И.Войнович пошел на сближение с противником, сохранявшим наветренное положение. Учитывая соотношение сил, российский командующий, по-договоренности со своим младшим флагманом - командиром авангарда капитаном бригадирского ранга Ф.Ф.Ушаковым (брейд-вымпел на 66-пушечном корабле "Св.Павел"), решил ожидать атаки турок в подветренном положении. Это позволяло лучше удерживать плотное построение линии баталии и гарантировало использование артиллерии нижних деков и. следовательно, отчасти компенсировало превосходство противника, позволяя избежать неприятных случайностей. Однако Гассан-паша воздержался от нападения. Трое суток флоты маневрировали на виду друг у друга, постепенно смещаясь к юго-западу - к устью Дуная - и удаляясь от Очакова. Наконец, в 8 часов утра 3 июля 1788 года, находясь на виду острова Фидониси, М.И.Войнович приказал повернуть на курс к берегам Крыма и выстроил линию баталии на левом галсе, по-прежнему имея флот Гассан-паши на ветре и на противоположном курсе.

Гассан-паша, решившись атаковать, на своем флагманском корабле обошел весь флот и дал наставления младшим флагманам и командирам кораблей. Вскоре после 13 часов турецкий флот в двух густых колоннах начал спускаться для атаки российского флота. Первую колонну составил авангард под личным командованием ка-пудан-паши (6 кораблей), вторую - кордебаталия (6 кораблей) и арьергард (5 кораблей), соответственно под командованием вице-адмирала и контр-адмирала.

Командир российского авангарда Ф.Ф.Ушаков, считая, что турки пытаются атаковать и отрезать арьергард Севастопольского флота, приказал передовым фрегатам "Берислав" и "Стрела" прибавить парусов и держать в крутой бейдевинд, чтобы "выиграв ветр сделать передовым через контра-марш поворот и при оном бить неприятеля с ветру" (иначе говоря, поставить в два огня). Оценив эту угрозу, капудан-паша с авангардом повернул влево, и вскоре весь турецкий флот начал выстраиваться в линию баталии напротив российского. При этом авангард Ф.Ф.Ушакова оказался ближе к противнику, который изменил план атаки. Около 14 часов 05 минут капудан-паша открыл огонь, поддержанный другими турецкими кораблями, и с двумя передними мателотами, прибавив парусов, "как лев" атаковал два сравнительно слабых русских передовых фрегата. Турецкие бомбардирские корабли, находясь по одному за линиями своих авангарда, кордеба-талии и арьергарда. Поддерживая огонь линейных кораблей, они непрерывно стреляли из тяжелых мортир, но без особого успеха.

Заметив маневр противника. Ф.Ф.Ушаков на "Святом Павле", атакованном одним 80-пушечным и двумя 60-пу-шечными кораблями турецкого авангарда, приказал поставить все паруса и вместе с передовыми фрегатами еще круче привел к ветру, сблизившись с турецким авангардом. При этом "Берислав" и "Стрела", выходя на ветер и вступив в тяжелый бой на близкой дистанции, начали отрезать два передовых турецких корабля. Один и последних сразу повернул оверштаг и вышел из боя. а другой вскоре тоже повернул его маневр, получив несколько бран-дскугелей и ядер с русских фрегатов. Стремясь вернуть 8 строй своих подчиненных. Гассан-паша приказал открыть по ним огонь, но все равно остался один, будучи атакованным двумя русскими фрегатами и подошедшим к ним на помощь 66-пушечным "Святым Павлом" Ф.Ф.Ушакова, отразившим трех своих противников. Несмотря на превосходство в весе бортового залпа, флагманский корабль Гассан-паши не смог вывести из строя сравнительно слабые фрегаты: турецкие ядра и книпеля в основном поражали рангоут и такелаж, а сам огонь турок был недостаточно меток. Только "Берислав" получил у форштевня большую пробоину от 40-кг.каменного ядра.

Зато сам флагманский корабль турецкого флота был тяжело поврежден огнем "Св.Павла", "Берислава" и "Стрелы", стрелявших с дистанции картечного выстрела. Между тем М.И.Войнович оставался пассивным наблюдателем жаркого боя авангардов, не поддержав своего младшего флагмана, хотя и переменил курс, следуя движениям последнего. Восемь кораблей российского центра и арьергарда вели перестрелку с противником на дистанциях 3-4 кабельтова, хотя, по-мнению М.И.Войновича, эта дистанция была сознательно выбрана турками, как недоступная для эффективной стрельбы русских 12-фунтовых Фрегатеких орудий.

Пассивность российского командующего позволила кораблям турецких вице-адмирала и контр-адмирала выйти из строя и броситься на поддержку капудана-паши. При этом турецкий вице-адмиральский корабль дважды загорался от брандскугелей с фрегата "Кинбурн", а потом был отражен "Святым Павлом" с повреждением фок-мачты Контр-адмиральский корабль противника, на котором была сбита фор-стеньга, также не смог эффективно поддерживать Гассана-пашу.

Наконец, около 16 часов 55 минут капудан-паша. не выдержав сосредоточенного огня российского авангарда, повернул оверштаг и поспешил выйти из боя. За ним поспешно последовали остальные турецкие корабли, и сражение прекратилось.

В успешном отражении нападения превосходящих сил противника решающую роль сыграли инициативные действия Ф.Ф.Ушакова, которому удалось не только расстроить маневрами не лишенный оригинальности замысел Гассана-паши, но и СОСРЕДОТОЧИТЬ ПРОТИВ ФЛАГМАНСКОГО КОРАБЛЯ ТУРОК ТРИ КОРАБЛЯ СВОЕГО АВАНГАРДА. Сражаясь на дистанциях картечного выстрела Ушаков блестяще реализовал также ПРИНЦИП ВЗАИМНОЙ ПОДДЕРЖКИ. В то же время лучшая стрельба российских кораблей не позволила реализовать этот принцип противнику. В замешательстве, возникшем при отступлении флота, одна турецкая шебека попала под огонь российского авангарда и пошла ко дну. Потери турецкого флота в людях точно неизвестны, но все флагманские корабли и несколько кораблей авангарда противника получили заметные повреждения корпуса, рангоута, такелажа и парусов.

Российский Севастопольский флот потерял всего семь матросов и солдат убитыми и ранеными, из них шестеро приходились на три корабля ушаковского авангарда -"Святой Павел", "Берислав" и "Кинбурн". На "Стреле" потерь в людях не было. "Святой Павел", "Берислав" и "Стрела" получили некоторые повреждения рангоута, такелажа м парусов. Из других кораблей флота только 40-пу-шечный фрегат "Фанагория", как и "Берислав", был пробит в подводной части ядром, вызвавшим сильную течь.

После сражения М.И.Войнович, не собираясь преследовать противника, продолжал идти к берегам Крыма. Под впечатлением победы он написал Ушакову: "Поздравляю тебя, бачушка Федор Федорович. Сего числа поступил ты весьма храбро: дал ты капитан-паше порядочный ужин. Мне все видно было. Что нам бог дает вечером?... Вам скажу после, а наш флотик заслужил чести и устоял про-тиву этакой силы".

В последующие трое суток - до самого Херсонеса (на входе в Севастополь) - турецкий флот следовал за русским, но атаковать более не решился. М.И.Войнович по-прежнему ожидал атаки в сомкнутой линии и в подветренном положении, надеясь на своего младшего флагмана. 5 июля он писал Ушакову: "Если подойдет к тебе ка питан-лаша, сожги бачушка, проклятого... Если будет тихо, посылай ко мне часто свои мнения о том, что предвидишь... На тебя моя надежда, в храбрости н^т недостатка". К вечеру 6 июля 1788 года турецкий флот повернул в море, а утром 7 июля скрылся из виду в направ/ • нии к берегам Румелии (Европейской Турции).

Таким образом, российский Севастопольск й флот, несмотря на нерешительность своего команд ющеп-, одержал определенный стратегический успех отразил нападение превосходящих сил вражеского флота, нанеся ему существенные потери, и более чем на неделю отвлек капудана-пашу от Очакова, который 1 июля был осажден Екатеринославской армией Г.А.Потемкина. Однако М.И.Войнович не развил успеха и, прибыв в Севастополь, не поспешил вновь выйти в море, отговариваясь необходимостью устранения незначительных, по-существу. повреждений. В тоже время Гассан-паша, исправив повреждения, 29 июля вновь подошел к Очакову, откуда удалился к Босфору только 4 ноября 1788 года, узнав о запоздалом выходе в море (2 ноября) Севастопольского флота. Только 6 декабря Очаков был взят штурмом войсками российской армии.

Тем не менее Потемкин и Екатерина II оценили сражение при Фидониси, как важную победу молодого Черноморского флота. Контр-адмирал М.И.Войнович был награжден орденом Св.Георгия 3-й степени. Сам же командующий в своем донесении постарался нивелировать заслуги участников сражения. В результате не было уважено представление Ф.Ф.Ушакова о награждении орденами Св..Георгия 4-й степени отличившихся командиров капитана 2-го ранга Я.Н.Саблина ("Берислав"). капитан-лейтенанта М.Н.Нелединского ("Стрела") и офицеров "Святого Павла" капитан-лейтенантов Ф.В.Шишмарева, И.И.Лаврова и унтер-лейтенанта морской артиллерии П.Копытова.

Необъективность М.И.Войновича и стремление Ф.Ф.Ушакова к восстановлению истины привели к конфликту между старшим и младшим флагманами. Разобравшись в обстоятельствах дела. Г.А.Потемкин. недовольный пассивностью Войновича. тактично встал на сторону его подчиненного. Удалив в декабре 1788 года контр-адмирала Н.С.Мордвинова от должности старшего члена Черноморского адмиралтейского правления (вскоре уволен от службы). Г.А. Потемкин в январе следующего года назначил на его место Войновича. который вскоре и уехал в Херсон. Ф.Ф.Ушаков стал исполнять обязанности командующего Севастопольским корабельным флотом. 27 апреля 1789 года он был произведен в контр-адмиралы, а через год. 14 марта 1790 года назначен командующим флотом под главным начальством князя Г.А.Потемкина-Тавричского.

(Продолжение следует).

(1) Ушаков Ф.Ф. "Документы", т.1. стр.91,92. А также "Морской сборник", 1/1853. стр.25.

(2) "Материалы для истории русского флота", 4.XV, СПб, 1895 год, стр.104-105.

(3) "Материалы для истории русского флота", 4.XV, СПб. 1895 год, стр.147.

(4) Вскоре после сражения скончался от болезни.