Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

А.С. Павлов. Эсминцы первого ранга. Проект 956

ОПИСАНИЕ КОРАБЛЯ

Из узкоутилитарного назначения поддержки десанта, предполагавшегося для этого корабля, из малопонятной концепции боевого применения, из «простенького и недорогого» КОПа, после долгого и извилистого пути, пройденного проектом, как из тумана, начал вырисовываться и обрел четкие, ясные очертания красивый, мощный эсминец, на который нельзя смотреть равнодушным взглядом, без восхищения.

Архитектурный тип корабля- с удлиненным полубаком, с S-образной седловатостью в носовой части, для обеспечения как незаливаемости палубы, так и для обеспечения всех углов обстрела носовой артустановки.

По сравнению с 1134А использование такой архитектуры позволило выполнить все палубы параллельными КВЛ, что существенно облегчило установку оборудования и вооружения, сделав корабль более технологичным. По всей длине корпуса шпангоуты для улучшения остойчивости имеют сильный развал, надводный борт с двойным сломом, на уровне главной и второй палуб, что, как снижает радиолокационную заметность корабля, так и увеличивает внутренний обьем. Обводы оптимизированы с учетом обеспечения незаливаемости, уменьшения сопротивления воды, в подкильном (носовом) бульбе располагается антенна ГАК «Платина» МГК-335МС. Мореходность неограниченная, применение оружия в обычных условиях ограничивается 5 баллами, бортовой качкой до 15 градусов и килевой качкой до 5 градусов. Для уменьшения крена и размахов качки снабжен управляемыми бортовыми рулями с высокой эффективностью. Боевой режим- волнение 6 баллов и скорость 24 узла. Высота волны на предельном волнении при проектировании принята в два раза большей, чем высота волн 3% обеспеченности на боевом режиме, то есть 12 метров!

Важной особенностью является размещение вертолетной площадки почти в середине корабля- при посадке размахи килевой качки сказываются значительно меньше. Систем принудительной посадки нет. Вместо ангара имеется сдвижное укрытие. Запас авиатоплива- 5 тонн.

Водоизмещение эсминца по проекту стандартное- 6500 т, полное- 7940 т, наибольшее-8480 т. Главные размерения-156,5 х 17,2 х 5,96 м (145 х 16,8 по КВЛ). Габаритная осадка при наибольшем водоизмещении- 8,2 м.

На первых эсминцах установлены высоконапорные котлы КВН-98/64 (98 тонн пара в час, давление 64 кгс/см2), со «Стойкого» (7 корпус) начали устанавливать котлы КВГ-3, более совершенные и надежные, с естественной циркуляцией воды, производительностью 115 тонн пара в час при температуре 460-475 градусов. Энергия уходящих газов используется во- первых для нагрева воздуха (в экономайзере), а во- вторых, для привода в действие компрессора от небольшой газовой турбины (турбонаддувочный агрегат), который нагнетает воздух в топки. В зависимости от температуры окружающего воздуха избыток или недостаток воздуха для котлов регулируется или добавительной турбинкой или отсекается через заслонку.

Питательная вода идет через экономайзер (подогреватель), откуда уже подается в коллектор через питательную трубу в расположенные за экраном опускные трубы, соединяющие водяной и паровой коллекторы. Пар образуется в экранном ряде и конвективном пучке труб, затем поступает в пароперегреватель и далее- на турбины. В составе конденсатно-питательной системы имеются ионообменные фильтры для очистки и умягчения воды.

В носовом машинном отделении расположены два котла и правая турбина, в кормовом МКО- два котла и левая турбина, у которой гребной вал короче. Редукторы имеют вибродемпфированные корпуса, их числовое соотношение 1:17, на валу дают до 300 оборотов. Винты пятилопастные, правого вращения. Общая мощность ГТЗА-674 составляет 100000 л.с, турбо-зубчатый агрегат имеет автоматизированную систему управления с регулятором частоты вращения. Скорость максимальная- 32,7 узла, хотя на заводских испытаниях головной корабль развил скорость 41 узел (без артиллерии и ракет). Именно тогда появился слух о «пушках, спрятанных под палубой».

Дальность плавания на максимальной скорости- 1345 миль, на экономической (18 узлов) 3920 миль, с топливом в перегруз на ОЭХ- 4500 миль. Нормальный запас топлива- 1740 т, имеется устройство «Струна» для приема запасов на ходу. В корме и носу имеются выдвижные винторулевые колонки.

Корабельная электростанция состоит из двух турбогенераторов по 1250 кВт и 4 дизель-генераторов по 600 кВт.

РЛС освещения воздушной и надводной обстановки от корабля к кораблю совершенствовалась: на первых трех МР-710 «Фрегат», на четвертом и пятом корпусах МР-710М-1 «Фрегат-М», а далее МР-750 «Фрегат-МА». Загоризонтное ЦУ может быть получено на расстоянии до 200 км при помощи системы «Мост»- с четырехдиапазонной пассивной РЛС обнаружения и целеуказания КРС-27 (шарик на трубе), радиотехнической станцией, обрабатывающей информацию от авиационного выносного наблюдательного пункта с обеспечением координатной привязки, а также системой обмена информацией (ВЗОИ).

Штурманское вооружение: гирокомпас «Курс-ЮА», лаг ИЭЛ-1, автопрокладчик АП-4-956, эхолот НЭЛ-М2, навигационные системы КПФ-ЗК и КПИ-7Ф (от систем «Маршрут», «Лоран», «Тропик» и т.д), радиопеленгатор «Румб», космические навигационные системы АДК-ЗМ, «Парус», «Цикада», магнитный компас КМ-145-4. Навигационные РЛС МР-212 (с тремя антенными постами).

Автономность - 30 суток. Экипаж - 296 человек, из которых 25 офицеров, 48 мичманов, в военное время увеличивается до 358 чел. Все жилые помещения радиофицированы и имеют систему кондиционирования. Действует кабельная система телевидения, есть библиотека, киноустановка, спортзал. Для купания в летнее время имеется разборный бассейн. Медицинский блок корабля по своему оснащению позволяет оказывать любую квалифицированную медпомощь, вплоть до хирургических операций.