Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 3.2006. Винтовые клипера типа "Крейсер"

Постройка и испытания

Судостроительная программа 1872 г. дала старт «постройки для нужд Балтийского флота» восьми клиперов. Заказы распределили по судостроительным заводам Санкт-Петербурга: две единицы — в Новом Адмиралтействе, три — на Балтийском заводе, одну — на Галерный остров, две — на Невский завод.

Работы на головном корабле начались на следующий год в Новом Адмиралтействе под руководством корабельного инженера капитана М.К.Кишкина. 20 февраля 1873 г. состоялась официальная закладка в присутствии главного командира порта вице-адмирала А.Андреева.

27 июля приказом № 95 по Морскому ведомству строящийся клипер с высочайшего повеления был наименован «Крейсер» и зачислен в списки флота. Закладная серебряная доска его не сохранилась, но доски остальных семи кораблей по сей день хранятся в фондах Центрального военно-морского музея.

Первоначально работы шли медленно, так как распоряжением МТК уже при закладке прежняя система набора с цельными шпангоутами была заменена «продольной с цельными стрингерами и внутренними килями». Только в ноябре месяце завод стал выполнять график постройки.

1 января 1874 г. (приказ № 1061) командиром «Крейсера» назначили капитан-лейтенанта Леонида Михайлова.

23 августа 1875 г. корабль спустили на воду и отвели в Кронштадт для «изготовления к дальнейшему плаванию». Поскольку машина для клипера оказалась не готова, его, из-за боязни сложной зимовки в Кронштадте, 30 октября перевели в Ревель. Работы в условиях плохо оборудованного порта затянулись до навигации 1876 г.

Координацию строительства клиперов осуществлял инспектор судостроительных работ полковник Л.Г.Шведе, человек знающий и инициативный. На Невском заводе в постройке «Разбойника» и «Вестника» активно участвовал П.А.Титов — выдающийся кораблестроитель своего времени, удостоившийся за эту работу в 1880 г. золотой медали. В строительстве «Разбойника» ему помогал прапорщик Н.Е.Родионов. На Балтийском заводе «Пластун» строил Н.К.Глазырин, затем его сменил поручик Н.А.Арцеулов.

В феврале 1879 г. на Новом Адмиралтействе эллинг, где строили «Наездник», осветили электрическими фонарями системы П.Н.Яблочкова. Это положительно сказалось на качестве работ.

По мере спуска на воду клипера отводились в Кронштадт на достройку, там же проводились их испытания и ввод в строй. Так, в мае 1876 г., с началом навигации, «Крейсер» прошел ходовые испытания. Вследствие недоработок в машине он развил скорость только 8 уз. Из-за необходимости отправить клипер в Средиземное море времени на ремонт не было, и клипер вышел в плавание без исправления машины.

«Джигит» под командованием капитан-лейтенанта Карла де Ливрона 1-го прошел испытания осенью 1877 г., показав скорость 12 уз.

«Разбойник» 14 июня 1879 г. встал в док, а затем под командованием капитана 2 ранга Владимира Житкова 3-го, сменившего первого командира клипера, капитан-лейтенанта Модеста Дубровского, назначенного на броненосную лодку «Русалка», в июле вышел на мерную линию у Толбухина маяка. Ход корабля составил 11,36 уз.

«Наездник» (командир — капитан-лейтенант Иван Лавров 2-й) после доко-вания в Кронштадте, в июле 1879 г. на мерной линии у Толбухина маяка развил скорость 13,5 уз.

«Стрелок» (капитан 2 ранга Петр Полянский) 9 сентября 1879 г. был переведен в Кронштадт, где 19 октября на мерной линии он развил 13-уз. скорость.

«Пластун» (капитан 2 ранга Александр Мессер 1-й), перешедший в Кронштадт 19 августа 1879 г., 18 сентября на испытаниях показал 12,33 уз.

«Вестник» (капитан-лейтенант Леонид Кологерас) на испытаниях осенью 1880 г. дал ход 11,9 — 12 уз.

Командиром последнего корабля серии — «Опричника» — был назначен капитан 2 ранга Л.Н.Семечкин. Леонид Николаевич — один из авторов теории крейсерской войны — был незаурядной личностью. Чего стоит, например, блистательно проведенная им операция по закупке трех вспомогательных крейсеров и клипера «Забияка» в США в 1878 г., достойная сюжета для авантюрного романа. Впрочем, это отдельная история...

Винтовые клипера типа "Крейсер"

  Название Завод Строитель № приказа

и дата зачисления в списки

Дата начала работ Дата официальной закладки Дата спуска на воду
1 «Крейсер» СПб., Н. Ад м-во кор. инж. капитан М.К. Кишкин №95 27.7.1873 1873 20.2.1873 29.8.1875
2 «Джигит» СПб.,

Галерный

о-в

кор. инж.

поручик

А.П. Торопов

№40 2.3.1874 3.1874 11.10.1875 3.10.1876
3 «Разбойник» СПб., Невский

з-д

кор. инж.

капитан

Н.А. Субботин

26.2.1877 1877 21.9.1877 5.8.1878
4 «Наездник» СПб., Н.Адм-во кор. инж.

поручик

В.В. Максимов

26.2.1877 1877 11.3.1878 14.9.1878
5 «Стрелок» СПб..

Балтийский з-д

кор. инж. шт.-капитан Н.К. Глазырин №38 15.4.1878 1877 6.5.1878 28.7.1879
6 «Пластун» СПб.,

Балтийский з-д

кор. инж. шт.-капитан Н.К. Глазырин №38 15.4.1878 1.9.1878 6.5.1878 9.5.1879
7 «Вестник» СПб.,

Невский з-д

кор. инж. капитан А.Е. Леонтьев № 125 21.10.1878 1878 21.12.1878 15.5.1880
8 «Опричник» СПб.,

Балтийский з-д

кор. инж. подполковник Н.А. Самойлов № 106 24.11.1878 10.9.1879 22.12.1879 17.7.1880

ТТЭ винтовых клиперов типа "Крейсер"

  Характеристики По проекту Фактически Корабли
1 Водоизмещение, т 1334 1334,4- 1380* «Крейсер» - «Пластун»
2 Длина между перпендикулярами, м 63,2 63.25-65,27 «Разбойник» - «Стрелок»
3 Длина полная от гакаборта до носовой фигуры, м   70,34 «Вестник»
2 Ширина без обшивки, м - 9,72-10,1 «Стрелок» - «Крейсер»
5 Ширина с обшивкой, м 10 10.06-10,7 «Наездник» - «Джигит»
6 Осадка носом, м 4,1 4,1-4,12 «Стрелок» - «Крейсер»
7 Осадка кормой. М 4,4 4,2-5.! «Стрелок» - «Крейсер»
8 Площадь ватерлинии (по КВА), кв. м - 508,7 «Стрелок»
9 Площадь мидель-шпангоуга, кв. м - 30,7 ■ «Стрелок»
10 Коэффициент общей полноты - 0.47 «Стрелок»
11 Начальная (поперечная) метацентрическая высота, м - 1,16-1,22 «Разбойник»** -«Стрелок»
12 Центр тяжести в полном грузу

над уровнем

нижней кромки киля, м

- 4.27 «Стрелок»

31 октября, из-за раннего наступления зимы, «Опричник» во льдах перевели в Ревель, где на испытаниях 13 ноября он показал скорость 11,8 уз.