Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морская коллекция 3.2006. Винтовые клипера типа "Крейсер"

«Вестник»

В августе 1880 г. клипер вышел для несения службы в Тихом океане (капитан-лейтенант Ф.К.Авелан, с 1.1.1882 — капитан 2 ранга; 21 офицер, 167 нижних чинов). Во время плавания в Индийском океане попал в полосу штормов. 26 марта 1881 г. получил удар волной в колодец винта, в результате винт выбило из направляющих. К счастью, его заклинило, и он остался в колодце. В темноте, при сильном волнении и дожде, команда завела тросы, чтобы с рассветом поднять винт на палубу. Утром начались работы, командир часто менял людей — температура воды не превышала 9°С. В полдень винт удалось поднять. При осмотре рамы выяснилось, что сломана ее задняя стойка. Клипер пошел под парусами, попутно занимаясь ремонтом. Погода не баловала: порывами налетал шквал, приближалась гроза, обволакивая небо тьмой, гремели раскаты грома, ослепительно сверкали молнии, а на клотиках загорались огни св. Эльма. Но корабль держался отлично. «Качества клипера при свежих ветрах и волнении оказались превосходными», — вспоминал командир. 14 апреля закончили ремонт. Раму и винт вернули на место, механики вручную запустили машину и дали ход, а по прибытии в Нагасаки корабль поставили в док. 28 сентября 1881 г. «Вестник» в составе отряда контр-адмирала А.Б.Асламбекова ушел в плавание к берегам Австралии. Из газетных публикаций того времени и из записок участников плавания следует, что австралийцы встречали российских моряков очень радушно. Официальные приемы порой выходили за рамки протокола. Так было в Сиднее, Хобарте, Албании, Мельбурне. Было отмечено «блистательное ораторское искусство адмирала, светский лоск и галантность русских офицеров».

Более двухсот австралийцев посетило корабли отряда. В марте следующего года отряд покинул эту гостеприимную землю. На обратном пути «Вестник» доставил из Мельбурна в Сингапур русского путешественника и исследователя Н.Н.Миклухо-Маклая, откуда он на крейсере «Азия» возвратился в Россию.

После короткого отдыха клипер направляется к берегам Камчатки — охранять промыслы и проводить гидрографические работы. Одна из открытых в этот период бухт была названа именем корабля. В июле в Петропавловске команда установила памятник героям обороны города 1854 г. В 1883 г. «Вестник» вернулся в Кронштадт. С 1885 по 1887 г. он снова на Тихом океане (капитан 2 ранга И.Ланг 1-й, с 1.1.1887 — капитан 1 ранга; 17 офицеров, 172 нижних чина). Возвратившись на Балтику, входит в состав Практической эскадры. Командиры того периода: капитан 2 ранга А.К.де Ливрон 3-й (1890 — 1891 гг.) и В.П.Ларин (1891 —1896 гг.).

3 марта 1894 г. «Вестник» из Либавы отправляется на Север (капитан 2 ранга В.П.Ларин, с 6.12.1895 — капитан 1 ранга; 15 офицеров, 140 нижних чинов) с задачей пройти от Екатерининской гавани до Новой Земли для «охраны рыбных и звериных промыслов». За время плавания офицеры «Вестника» под руководством лейтенанта М.Е.Жданко обследовали и составили описи Мурманского побережья, провели измерение течений в Белом море.

По возвращении в 1895 г. клипер базируется на Либаву. В августе следующего года он отправился в Средиземное море и вошел в состав эскадры контр-адмирала П.П.Андреева (капитан 2 ранга К.Б.Михеев, 15 офицеров, 180 нижних чинов). При инспекции, проведенной адмиралом, на корабле была обнаружена гниль в мачтах, пришлось их менять. Старший офицер и судостроители, готовившие корабль к походу, получили взыскания приказом морского министра. 7 апреля 1897 г. командира «Вестника» отчислили от должности, и корабль принял капитан 2 ранга Н.В.Юнг.

С января по май 1898 г. клипер находился в крейсерстве в Атлантике, от о-вов Зеленого Мыса до Азорских о-вов. В 1900 г. его приписали к Морскому кадетскому корпусу, и он совершает ежегодные плавания вместе с учебными судами «Воин» и «Моряк» под командованием капитана 2 ранга Андреева 5-го. В 1902 — 1904 гг. крейсером командует капитан 2 ранга А.И.Варнек, в 1904 — 1905 гг. — капитан 2 ранга И.В.Студниц-кий. 6 ноября 1905 г. приказом № 235 «Вестник» был сдан в Кронштадский порт, а 2 сентября 1906 г. приказом № 47 исключен из списков флота.