Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Б.А. Айзенберг, В.В. Костриченко "Лидер Чёрного моря"

Последний проект
(Лидеры проекта 48)

Ряд конструктивных особенностей "Ташкента" был использован при проектировании лидеров серийной постройки. Ими были последние представители этого класса кораблей в отечественном флоте - лидеры проекта 48.

Тактико-техническое задание на проектирование кораблей данного проекта было утверждено правительством 15 августа 1937 года. Задание предусматривало, что при водоизмещении 1937 тонн корабль должен иметь 6 орудий калибром 130-мм в трех двухорудийных башнях, скорость хода до 43 узлов и дальность плавания 4000 миль. Проект 48 разрабатывало конструкторское бюро завода № 198 в Николаеве, используя в качестве прототипа лидер проекта 1. Новый проект имел целый ряд преимуществ: 6 орудий вместо 5 по проекту 1, 10 533-мм торпедных труб вместо 8 на предыдущих проектах, дальность плавания 4000 миль вместо 2100 миль, полученных при испытании головного лидера проекта 1. Артиллерия всех калибров устанавливалась в башнях с противопульной броней 8 мм вместо щитовых и противопульных установок на лидерах проектов 1 и 38. Такой же броней на корабле проекта 48 защищались посты наводчиков торпедных аппаратов, КДП, ГКП. Для повышения эффективности зенитной стрельбы визирный пост делался стабилизированным. Лидер нового проекта получил трехваль-ную машинно-котельную установку. Вспомогательные механизмы включали два турбогенератора (по 165 кВт) и два резервных дизель-генератора (по 75 кВт), которые вырабатывали постоянный ток напряжением 230 В. В сравнении с предыдущими проектами были повышены параметры пара: давление с 22 до 27 атм., температура с 340 до 350°С.

Правительство утвердило 11 июня 1939 года эскизный проект 48 как временный тип лидера и установило перспективную дальность плавания не менее 6000 миль. Конструктором в основном удалось реализовать замечания по эскизному проекту, но стандартное водоизмещение возросло до 2350 тонн. В ноябре 1939 года технический проект 48 был утвержден. Реальная дальность плавания должна была быть определена при проведении государственных испытаний.

Головной лидер проекта 48 получивший имя "Киев" был заложен 29 сентября 1939 года на ССЗ № 198 под заводским номером 357. 30 октября того же года в Николаеве на сто девяносто восьмом заводе под заводским номером 358 был заложен второй лидер проекта - "Ереван" (в ряде документов проходит как "Эривань"). 27 декабря 1939 года в Ленинграде на ССЗ № 190 под заводским номером 542 был заложен еще один однотипный корабль который получил название "Сталинабад". По документам до начала войны на ССЗ № 198 в Николаеве были заложены еще три корабля проекта 48: "Петрозаводск" заводской номер № 359, "Очаков" заводской № 360, "Перекоп" заводской № 361 (в августе 1941 года все три взорваны вместе со стапелями в связи с угрозой захвата германскими войсками. По другим данным захвачены немцами на стапелях) и в Ленинграде на ССЗ № 190 были заложены еще два лидера проекта 48: "Ашхабад", заводской номер 545 и "Алма-Ата", заводской номер 546. Оба корабля 19.10.1940 года, т.е. еще до начала войны были законсервированы. И еще два корабля "Архангельск" и "Мурманск" планировались к закладке на ССЗ № 402 в Молотовске, но закладка их так и не состоялась. Первые два корабля "Киев" и "Ереван", хоть и не были достроены, но тем не менее их ожидала довольно необычная и интересная судьба...

"Киев" сошел на воду 2 мая 1941 года, а "Ереван" ровно на месяц позже - 2 июня. Начавшаяся война застала корабли па плаву у достроечной стенки завода. В августе 1941 года перед захватом Николаева германскими войсками "Киев" и "Ереван" (готовность, соответственно, 48,9% и 25,4%) в числе нескольких других недостроенных кораблей удалось отбуксировать в Севастополь. "Киев" в октябре 1941 года увели в Поти, а "Ереван" 17 октября 1941 года отбуксировали в Керчь. В октябре 1942 года он уже стоял в Ейске, а позднее был тоже отбуксирован в Поти. Для достройки этих кораблей в январе 1944 года было принято решение о корректировке проекта 48, которая поручалась ЦКБ-17. Первоначально новые требования сводились к установке восьми 37-мм автоматов, двух бомбометов, гидролокатора "Та-мир-5" и к замене двух пятитрубных аппаратов на два трехтрубных. Однако уже в сентябре 1944 года ВМФ выдал дополнительные требования, связанными с новыми системами вооружения: зенитных установок "92-К", это вместо "39-К" (76-мм), спаренных 37-мм автоматов типа "В-11" вместо "70-К" и пятитрубных одноярусных торпедных аппаратов.

В 10-летнем плане военного судостроения достройка лидеров по проекту 48 не предусматривалась, поэтому работа над этим проектом прерывалась.

В 1948 году было выдано ТТЗ на доработку и корректировку проекта 48, подписанное от ГУ К ВМФ инженером-капитаном 1 ранга Усыскиным А.К. и утвержденное Главнокомандующим ВМС адмиралом И.С. Юмашевым и заместителем наркома судостроительной промышленности Б.Г. Чилики-ным. Этим документом предусматривалось разместить шесть 130-мм орудий в трех двухорудийных башенных установках "Б-2ЛМ", двенадцать 37-мм автоматов в шести спаренных установках "В-11". Требовалось проработать установку двух пятитрубных торпедных аппаратов "ПТА-53-47" и двух трехтрубных "ТТА-53". Проект получил наименование 48К, исполнителем его являлось КБ николаевского завода № 444, а главным конструктором проекта был назначен М.И. Жулай. За 10 лет проект существенно изменился, причем по некоторым параметрам в лучшую, а по другим - в худшую сторону.

В откорректированном проекте предпочтение отдавалось вооружению по сравнению с ходовыми качествами (скоростью и дальностью плавания) корабля. Во всех проектных документах термин "лидер" был заменен на "эсминец", а 12 января 1949 года класс лидеров вообще прекратил свое существование в отечественном флоте и все лидеры в одночасье стали эсминцами. Как уже писалось выше стирание граней между лидером и эсминцем произошло не случайно, а из-за выравнивания характеристик арт-вооружения обоих типов кораблей. На проекте 48К класс лидеров прекратил свое развитие. Правда немногим ранее была предпринята попытка создания бронированного лидера водоизмещением 4500 - 5000 тонн (проект 47, разработчик ЦКБ-17), но и она не получила одобрения, остановившись на этапе пре-дэскизного проектирования.

Ну, а что же недостроенные "Киев" и "Ереван"? "Киев" в августе 1946 года в экспериментальных целях был затоплен у Одессы. В 1947 году был осуществлен его подъем. Корабль привели в Николаев и согласно документам он числился как находящийся на достройке, хотя по существу корпус корабля был попросту на отстое в акватории завода им. Марти. 8 августа 1952 года приказом ВММ № 7784/с он был снят со строительства и простояв без дела еще три года в 1955 году по Волго-Донскому каналу был переведен на Каспий и перечислен в состав Каспийской флотилии, где использовался в экспериментальных целях. Двумя годами раньше в состав Каспийской флотилии был включен и "Ереван", который после войны и до перехода на Каспий использовался в качестве плавказармы. Приказом Главкома ВМФ от 8.5.1954г он был превращен в мишень для обеспечения отработки боевых упражнений. Так завершилась история последней попытки создания в отечественном флоте очередных кораблей класса лидер.