Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Большие охотники за подводными лодками проекта 122а/122бис

Проектирование

21 ноября 1945 г. И.В.Сталин утвердил постановление «О десятилетнем плане военного судостроения на 1946 — 1955 гг.», согласно которому предполагалось продолжить строительство больших охотников проекта 122а. Однако тогда же между ВМФ и Судпромом возникли разногласия по концепции дальнейшего строительства флота. Флот настаивал на проектировании кораблей с учетом всех новшеств, в том числе еще не проверенных практикой. Промышленность же хотя и осознавала недостатки довоенных разработок, но предпочитала продолжать строительство кораблей по старым проектам с минимальными их изменениями — это обеспечивало ей немедленное вливание и более легкое освоение огромных средств, часть из которых можно было использовать для собственных нужд заводов.

Руководитель Судпрома И.И.Носенко, основываясь на реальном положении разрушенной войной промышленности, представил 26 ноября 1945 г. в Госплан развернутые «Предложения по выполнению десятилетнего плана». В одном из разделов документа приводился перечень недостроенных кораблей, подлежавших разборке на стапеле. Именно такая участь выпадала дальневосточным большим охотникам проекта 122а (заводские номера 37 — 42), заложенным в 1942 г. и имевшим готовность от 5,4 до 5,7%. Зато на 1946 г. предлагалось построить 54 БО улучшенного проекта 122бис.

Разработка большого охотника за ПЛ с усиленным вооружением, более совершенными средствами обнаружения и увеличенной дальностью плавания началась в ЦКБ-51 еще в 1943 г. Этот проект получил обозначение 122бис и по сути являлся III серией БО проекта 122а. Эскизный проект 122бис был утвержден 1 ноября 1943 г., а технический — 20 июля 1944 г.

Новый корабль согласно проекту имел некоторые преимущества по сравнению с прототипом. Добавилась радиолокационная станция, была установлена более совершенная ГАС, усилилось пулеметное вооружение. За счет упрочнения корпуса, увеличения его ширины и высоты борта мореходность повысилась с 6 — 7 баллов до 9, дальность плавания возросла до 2600 миль. Эти изменения вызвали увеличение водоизмещения на 27 т и снижение скорости хода на 0,5— 1 узел. Головной корабль проекта 122бис заложили на заводе № 340 30 июня 1945 г.

С 1946 г. началась серийная постройка БО проекта 122бис I серии с импортными дизелями «Дженерал моторе», затем последовала II серия — с менее мощными и более тяжелыми отечественными силовыми установками. В результате водоизмещение кораблей II серии возросло на 4%, а скорость снизилась до 18,7 узла. На кораблях I серии устанавливались бомбометы БМБ-1, на первых кораблях II серии — реактивная бомбометная установка РБМ, а на последующих— две РБУ-1200. Строительство поточно-позиционным методом позволяло судостроительному заводу (ССЗ) им. А.М.Горького в Зеленодольске ежегодно сдавать флоту по 25 — 30 кораблей.

Для обеспечения запланированного объема выпуска БО проекта 122бис выявилась необходимость создания специализированной проектной организации. Приказом министра судостроительной промышленности 18 ноября 1949 г. в Зеленодольске было создано Центральное конструкторское бюро № 340 по проектированию больших охотников за подводными лодками на правах хозрасчетной организации с самостоятельным балансом. В состав бюро вошли специалисты из ЦКБ-51 (ныне ОАО КБ «Вымпел» в Нижнем Новгороде), а также большая группа ИТР из конструкторского отдела Зеленодольского судостроительного завода им. А.М.Горького. Первым начальником— главным конструктором бюро был А.В.Кунахович, незаурядные личные качества которого сыграли важную роль в становлении КБ. Талантливым специалистом и организатором являлся В.И.Цюпак, проработавший около трех десятилетий главным инженером бюро.

В августе 1950 г. была выполнена проработка по дальнейшей модернизации кораблей проекта 122бис, предусматривавшей замену пулемета калибра 12,7 мм на 25-мм полуавтоматические спаренные артустановки 2М-3. Однако предложение не получило дальнейшего развития, так как в это время уже была сделана ставка на противолодочные корабли проектов 201 и 159. В том же месяце на базе серийного БО проекта 122бис ЦКБ-340 спроектировало катер связи (проект 357).

В 1951 г. основная деятельность КБ была направлена на обеспечение постройки и сдачи серийных БО. Кроме того, началась разработка технической документации для «объекта 125» —так именовались корабли проекта 122бис, которые предполагалось строить в Польской Народной Республике (ПНР).

В 1953 г. на швартовных испытаниях больших охотников отлаживалось опытное оборудование — пневмоцистерна, бомбосбрасыватели, зарядные устройства, фильтры тонкой очистки. В марте того же года завершилась корректировка проекта 122бис под установку крупнокалиберных пулеметов 2М-7. В следующем году разработали документацию по замене противолодочного вооружения установками РБУ-1200 («Ураган»). К сентябрю 1954 г. ЦКБ-340 закончило проработку пяти различных вариантов по усилению артиллерийского и противолодочного вооружения корабля проекта 122бис. Тогда же началась подготовка технической документации по организации постройки больших охотников этого типа в Китайской Народной Республике (КНР). В 1956 г. был успешно сдан корабль (зав. № 833) с гидромотором. В марте 1961 г. ЦКБ-340 начало работу над сокращенным техническим проектом переоборудования БО для поставки в Индонезию (шифр 06). А в целях решения вопросов использования газовых турбин на кораблях ПЛО был выполнен технический проект переоборудования корабля (зав. № 936) с газовым реверсом для монтажа ускорительной газотурбинной установки УГТУ-2 мощностью 10 000 л.с.

На этом закончилась эпопея попыток создания корабля по второй группе проработок НТКМ 1926 г. Подводя итоги, можно сказать, что сотрудники этого комитета довольно точно спрогнозировали основные пути развития различных классов противолодочных кораблей (катеров) почти на 25 — 30 лет вперед. Проектами МО-4, ОП, 115 и 122 было положено начало становлению кораблей ПЛО.

Главным конструктором проекта 122а/122бис в ЦКБ-51 до 1941 г. был К.Д.Корнилов, с 1941 по 1946 г. — Н.Г.Лощинский, с 1946 по 1948 г. — Н.Х.Желясков (и.о.), а с 1948 г. — А.В.Кунахович. Директором завода № 340 в период строительства первых кораблей типа «Артиллерист» был А.Ф.Майоров, начальником производства и ответственным сдатчиком в 1941 г. первых двух БО — В.С.Гусев.