Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Крейсера типа «Свердлов»

История проектирования

Разработку крейсеров проекта 68 начали в ленинградском ЦКБ-17 в 1938 году. Согласно ТТЗ они предназначались для действий в составе эскадры, вывода легких сил в атаку, поддержки корабельного дозора и разведки, а также охраны эскадры от легких сил противника. Крейсер должен был иметь стандартное водоизмещение 8000 — 8300 т, три трехорудийные 152-мм башни, четыре двухорудийные 100-мм универсальные установки и шесть спаренных 37-мм автоматов. Толщина бортовой брони 100 мм, палубы 50 мм, что должно было защищать корабль от 152-мм снарядов на дистанции 50 — 120 кбт. Скорость 35 узлов. Состав и размещение механической установки сохранялись такими же, как и в крейсерах проекта 26.
В эскизном проекте водоизмещение увеличилось до 9500 т, и руководство ВМФ сочло вооружение для крейсеров таких размеров недостаточным. В результате была добавлена четвертая башня ГК.

Технический проект 68 утвердили постановлением КО при СНК СССР от 13 июля 1939 года. Согласно ему крейсера должны были иметь стандартное водоизмещение 10 620 т, нормальное 13 330 т, наибольшую длину 199 м, ширину 18,7 м, осадку при нормальном водоизмещении 5,9 м, метацентрическую высоту 0,89 м.
В состав корабельной котлотурбинной энергетической установки (ЭУ) входили 6 главных водотрубных котлов КВ-68 и два главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) типа ТВ-7 общей мощностью 110 000 л.с., а также соответствующие вспомогательные механизмы, устройства, трубопроводы и системы. ЭУ размещалась в восьми отсеках в средней части корпуса и состояла из двух автономных эшелонов.

Специально для этих крейсеров были спроектированы орудия главного калибра— 152-мм пушки Б-38 и трехорудийные башенные установки МК-5, универсальные 100-мм двухорудийные установки Б-54 и зенитные спаренные установки 66-К.

Всего на корабле предполагалось разместить четыре МК-5, четыре Б-54, шесть 66-К и четыре спаренные 12,7-мм пулеметные установки. Торпедное вооружение: два трехтрубных 533-мм ТА; авиационное: одна катапульта и два самолета КОР-2.

Бронирование по сравнению с крейсерами типа «Киров» и «Максим Горький» усилили: борт в районе цитадели имел толщину брони 100 мм (вместо 70 мм на крейсерах проекта 26-бис); траверзы — носовой 120 мм и кормовой 100 мм (вместо 70 мм); барбеты главной артиллерии — 130 мм (вместо 70 мм) и т.д. Кроме того, противопульной 10-мм броней защищалась походная рубка.

Расчеты показали, что это обеспечивало крейсерам проекта 68 более обширные районы «свободного маневрирования» (в пределах которых бронебойные снаряды противника не пробивают броню пояса и палубы)в зоне артиллерийского огня противника (см. таблицу).
 

Калибр бронебойных снарядов противника,  мм Границы района свободного маневрирования (ширина района) в кабельтовых
 
Проект 26-бис Проект 68
152

203

97-122

(25) 0

67-128 (61)

114-130 (16)

В 1939 году рассматривался вопрос об установке на крейсерах германского вооружения — 15-см пушек ГК и 10,5-см универсальных пушек. Корабли с германским вооружением получили обозначение проект 68И (импортный). Однако к середине 1940 года было решено построить лишь один крейсер («Чкалов») по проекту 68С с отечественными МК-5 и германскими спаренными стабилизированными 10,5-см универсальными орудиями, но в конце 1940 года от немецких пушек отказались.

Согласно пятилетнему плану военного судостроения на период 1938— 1942 годов намечалось заложить 17 крейсеров проекта 68, из них в 1939 году — пять, в 1940 году— один, в 1941 году — шесть и в 1942 году— пять единиц. Фактически же заложили всего 7. С началом войны 5 спущенных на воду крейсеров («Чапаев», «Валерий Чкалов», «Железняков», «Фрунзе» и «Куйбышев») законсервировали; два («Орджоникидзе» и «Свердлов») после взятия Николаева немцами были разобраны при оккупационных властях на металл, так как их техническая готовность не превышала 20%.
 

Эволюция проектных элементов легких крейсеров

Элементы проект    68

1939   г.

ОТЗ  на проектирование

крейсера 1943  г.

Проект 68К (КР типа "Чапаев")

1946   г.

ТТТ  68-бис

правительством ), 1947 г.

Проект 68-бис (КР  типа "Свердлов") 1950  г.
Водоизмещение полное, т 13 420 10 000

(стандартн.)

14 320 13 700

(стандарты.)

15 000
Скорость полного хода, уз. 33,5 нe менее 34 32,5 31-32 33
Дальность

плавания, миль

4400 Не менее 8000 5500   9000
Артиллерия, калибр          
152 мм 12 12 12 12 12
100 мм 8 16 8 12 12
37 мм 12 24 28 32 32
Торпедные 533-мм аппараты, число труб 6 10 10 10
Авиационное вооружение 2 КОР-2 2 истребителя-

разведчика

- -
Радиолокационные станции 10 9 более 10

В ходе войны выяснились недостатки довоенных проектов, в том числе и 68-го: негодное зенитное вооружение (ни Б-54, ни 66-К на вооружение приняты не были), устаревшие приборы управления артиллерийской стрельбой, недостаточность средств связи, отсутствие радиолокации и гидроакустики, наличие открытых боевых постов. Задание на проработку модернизированного проекта ВМФ первоначально выдал в марте 1944 года, а в апреле следующего года ЦКБ-17 получило подробное ТТЗ на корректировку проекта легкого крейсера. В первую очередь это коснулось зенитного вооружения. Поскольку усиление противовоздушной обороны в заданном объеме (с добавлением дополнительных 100-мм орудий и третьего СПН) не могло быть выполнено без снятия одной из башен ГК для компенсации перегрузки и сохранения остойчивости, нарком ВМФ принял решение ограничиться заменой запроектированных нестабилизированных установок Б-54 стабилизированными СМ-5, а также доведением количества 37-мм автоматов в спаренных установках до 40 стволов. Главный же калибр — двенадцать 152-мм орудий — не менялся. Кроме того, трехтрубные торпедные аппараты заменялись пятитрубными, устанавливались бомбометы БМБ-2, ГАС. Позже главный инженер ЦКБ В.В. Ашик предлагал вернуть легким крейсерам калибр 180 мм и дополнительно разместить четыре 100-мм зенитных орудия, однако с этим предложением нарком Н.Г. Кузнецов не согласился.

Чтобы сбалансировать дополнительную нагрузку в модернизированном проекте, получившем обозначение 68К, было принято решение отказаться от авиационного вооружения и 12,7-мм пулеметов. Существенных результатов это не дало, поскольку одновременно с повышением боевых качеств ухудшился ряд тактико-технических элементов: стандартное водоизмещение возросло с 10 620 до 11 450 т, метацентрическая высота уменьшилась с 0,89 до 0,77 м; снизились дальность плавания и максимальная скорость—с 33,5 до 32 узлов. Увеличение численности команды повлекло за собой ухудшение бытовых условий — в частности, двухъярусные койки в кубриках заменили на трехъярусные. Для исправления ситуации пришлось убрать торпедные аппараты, параваны, бомбометы, уменьшить число 37-мМ автоматов до 28 и внести ряд других изменений.

Учитывая ухудшение кораблестроительных параметров, предлагалось по измененному проекту 68К достроить только 5 крейсеров довоенной закладки: «Чапаев», «Железняков», «Фрунзе», «Куйбышев» и «Чкалов», еще 7 кораблей построить по проекту 68-бис, а начиная с 1949 года заложить 18 легких крейсеров по проекту 65, ТТЗ на который было выдано еще в сентябре 1945 года. Последний существовал в двух вариантах — со 152-мм и 180-мм артиллерией, но в 1947 году И.В.Сталин лично распорядился: «Принять для легких крейсеров главный калибр 152 мм, всемерно форсировать достройку крейсеров проекта 68К, разработку нового проекта 65 прекратить, высвободить конструкторские силы для завершения технического проекта 68-бис и разработки эскизного проекта 82».

В январе 1947 года были выданы уточненные ТТЗ на крейсер проекта 68-бис. Работы вело ЦКБ-17 под руководством главного конструктора А.С.Савичева. С\ целью экономии времени от стадии эскизного проекта отказались и сразу взялись за технический проект. Последний утвердили уже через пять месяцев, но в 1949 году его откорректировали в связи с требованием руководства ВМФ установить новые РЛС и средства связи системы «Победа».