Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Миноносцы типа «Сокол»

Описание конструкции

Корпус

Обводы корпуса и общая архитектура миноносцев типа «Сокол» были подчинены главной цели—достижению необычайно высокой скорости хода. Корпус с очень большим удлинением (отношение длины к ширине свыше 10:1) изготавливался из высокопрочной, но очень тонкой никелевой стали. На головном корабле, построенном фирмой «Ярроу», толщина обшивки не превышала 3—4 мм (ширстречный пояс — 5 мм), палубного настила 2—5 мм, водонепроницаемых переборок 2—4 мм. Предельное облегчение корпуса, вызванное желанием сэкономить массу для мощной энергетической установки, привело к тому, что палуба истребителя прогибалась даже под весом человека. «Корпус корабля производит впечатление каркаса, на который натянута мокрая парусина», — так язвительно оценивал современник миноносцы-рекордсмены, к числу которых принадлежал и «Сокол».

У истребителей отечественной постройки толщину обшивки в средней части увеличили до 6—7,5 мм, в оконечностях— до 4,5—6 мм, палубного настила —до 4,5—7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но привело к росту водоизмещения и, соответственно, снизило скорость хода.

Конструктивно корпус миноносцев типа «Сокол» был клепаным, система набора — поперечная, шпация — 0,53 м. Непотопляемость обеспечивали 10 (на «Твердом» — 12) поперечных водонепроницаемых переборок, продольную прочность — киль и два днищевых стрингера, изготовленные из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень были коваными.

Механизмы

Главная энергетическая установка миноносцев типа «Сокол» состояла из двух трехцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения и четырех или восьми водотрубных котлов системы Ярроу. Машины были спроектированы фирмой «Ярроу»; валы и поршни изготавливались из кованой стали; цилиндры (диаметром 457,660 и 992 мм) отливались из мелкозернистого чугуна и покрывались сверху асбестом и листовым алюминием. Трехлопастные гребные винты диаметром 1,98 м отливались из бронзы. Отработанный пар от обеих машин поступал в общий конденсатор (второй конденсатор появился только на кораблях типа «Твердый»). На испытаниях машины «Сокола» превысили проектную мощность, показав 1950 и.л.с. при 405 об/мин вместо расчетных 1900 и.л.с. и 400 об/мин. Следует заметить, что механизмы головного корабля, построенные в Англии, оказались более надежными и долговечными, чем их копии, изготовленные на отечественных заводах.

Пар для машин вырабатывали восемь (на истребителях типа «Прозорливый» и «Твердый» — четыре) водотрубных котлов треугольного типа фирмы «Ярроу». Поверхность нагрева каждого котла — 96,7 м2, площадь колосниковой решетки — 2 м2, рабочее давление пара —14 атм. Котлы были сгруппированы в двух котельных отделениях; они размещались попарно поперек корабля, причем каждая пара имела общую дымовую трубу (такое расположение позволяет ряду справочных изданий утверждать, что на миноносцах типа «Сокол» устанавливалось по четыре сдвоенных паровых котла). Время разводки паров составляло около одного часа. Для большинства серийных «соколов» котлы изготавливало Товарищество Невского завода; нефтяные котлы для первых «ижорских» кораблей — Балтийский завод.

Полный запас угля (60 т) хранился в угольных ямах — бортовых, расположенных на протяжении котельных отделений, и одной поперечной, находящейся позади камбуза. Последняя, правда, оказалась крайне неудобной в эксплуатации и на миноносцах последней группы (типа «Твердый») была ликвидирована. При этом за счет более компактных котлов удалось несколько увеличить емкость бортовых угольных ям.

Расход топлива, по данным испытаний «Сокола» летом 1896 года, составил 0,74 т/ч при скорости 16,27 узла (635 и.л.с., 209 об/мин), 1,87 т/ч при скорости 21,53 узла (1650 и.л.с., 286 об/мин) и 3,04 т/ч при скорости 25,89 узла (3683 и.л.с., 371 об/мин). Исходя из этих цифр, дальность плавания миноносца должна была составить 1200 миль 16-узловым ходом и более 2500 миль — 10-узловым.

Скорость, остойчивость, мореходность

Высокая скорость хода, конечно же, являлась главным козырем нового класса боевых кораблей — дестройеров, или истребителей. Однако к выдающимся результатам, показанным во время официальных испытаний, необходимо относиться с изрядной долей скептицизма: зачастую они представляли собой просто рекламный трюк, работающий на имя судостроителя. Пробеги на мерной миле, как правило, проводились в совершенно «тепличных» условиях — при полном штиле, с командой специально подготовленных кочегаров и использованием лучших сортов угля. Вооружение и запасы обычно отсутствовали. Поэтому неудивительно, что в процессе службы миноносцам никогда не удавалось повторить достигнутые на испытаниях рекорды, а их фактическая скорость была на три — четыре узла меньше декларируемой.

В этом отношении «Сокол» не являлся исключением. И снижение контрактной скорости у серийных истребителей отечественной постройки, в принципе, вполне объяснимо. Хотя, конечно, ее падение до уровня ниже 25 узлов у последних представителей серии никак нельзя оценить положительно.

Мореходность «соколов» была, разумеется, несколько лучше, чем у их предшественников — миноносцев типа «Пернов», но все равно ее трудно назвать удовлетворительной. «Погоня за скоростью хода отучила нас от мысли, что миноносец должен быть судном, обязанным выдерживать шторм»—так писал наблюдающий за постройкой «соколов» на Невском заводе капитан 2 ранга А.П.Муравьев. Тем не менее в ходе службы истребителям довелось совершать дальние подходы и выдерживать довольно серьезные шторма.

Остойчивость миноносцев находилась в пределах нормы. По результатам кренования в октябре 1895 года начальная поперечная метацентрическая высота «Сокола» при полном водоизмещении составила 0,854 м. Для истребителей серии «Твердый» эта характеристика, по расчетам, равнялась 0,64 м.

Длинный и узкий корпус «Сокола» предопределил не очень хорошую поворотливость, но в ряду своих «одноклассников» маневренные качества головного корабля выглядели вполне приемлемыми. Диаметр циркуляции на скорости 22,5 узла составил 2,5 кбт (около 8 длин корпуса), время циркуляции — 2 мин 33 с.

Вооружение

Артиллерийское вооружение истребителей типа «Сокол» включало одну 75-мм пушку системы Канэ и три 47-мм пушки системы Гочкиса. 75-мм орудие (длина ствола 50 клб, вес снаряда 4,9 кг) устанавливалось на площадке, опирающейся на крышу боевой рубки. На миноносцах постройки Ижорского завода и верфи Крейтона применялись в основном орудия с коробчатым щитом на станках Канэ; на кораблях Невского завода и разборных «ижорцах» устанавливались 75-миллиметровки на станке Меллера с облегченным щитом. В боекомплект входили только бронебойные 75-мм снаряды; их боезапас составлял 160 штук.

47-мм пушки Гочкиса на станках Меллера с ртутным компрессором размещались на верхней палубе (две за боевой рубкой побортно и одна в корме). Они вели огонь чугунными или стальными гранатами весом по 1,5 кг; общий боезапас составлял 800 патронов.

Подача боеприпасов к орудиям обоих калибров осуществлялась вручную.

Минное вооружение состояло из двух поворотных торпедных аппаратов калибра 381 мм, расположенных в диаметральной плоскости корабля. На серийных миноносцах кормовой аппарат, по сравнению с «Соколом», немного сдвинули в нос. Роль основного оружия истребителя играли «17-футовые» самодвижущиеся мины (торпеды) Уайтхеда образца 1898 года (длина 5,18 м, вес 430 кг, вес боевой части 64 кг, дальность хода 600 м 30-узловым ходом или 900 м 25-узловым). Стрельба осуществлялась с помощью пороховых зарядов. Общий запас торпед — 6 штук, из которых две готовые к бою находились непосредственно в аппаратах и еще четыре хранились в носовом кубрике в разобранном виде (корпуса — в рундуках, боевые зарядные отделения — в трюме). Кроме того, на верхней палубе имелись два специальных контейнера, в которые могли укладываться собранные торпеды.

Судовые устройства и системы

Основные механизмы судовых систем (рулевая машина, шпиль) имели паровой привод; электричество использовалось лишь для прожектора и освещения внутренних помещений. Мощность пародинамомашины составляла 4 кВт (на «Соколе») или 5 кВт (на серийных кораблях отечественной постройки).

Водоотливная система включала шесть трюмных эжекторов с паровым приводом производительностью по 60 т/ч; имелась также аварийная ручная помпа. Испаритель мог давать в сутки 3 т котельной или 1 т питьевой воды. Вода подавалась в котлы восемью донками; кроме того, еще две донки предназначались для аварийного питания котлов и тушения пожаров. Воздухонагнетательный насос производительностью 4 л/мин при давлении воздуха 120 атм., находившийся в машинном отделении, служил для зарядки резервуаров торпед.

Якорей было два — один весом 295 кг, другой —100 кг. Спасательные средства состояли из четырехвесельного деревянного вельбота и двух складных парусиновых восьмивесельных шлюпок.

Экипаж

По штату экипаж головного «Сокола» насчитывал 48 человек: 5 офицеров и 43 матроса и кондуктора. На серийных кораблях отечественной постройки численность команды несколько изменили — офицеров осталось 4, нижних чинов — 48. В реальных условиях экипаж иногда увеличивался до 55 человек.

Офицерские помещения, в том числе и каюта командира, располагались сразу же за машинным отделением; далее в корму шли каюта кондукторов и матросский кубрик. Второй кубрик находился в носовой части; между ним и первым котельным отделением размещался камбуз. Условия обитаемости на миноносцах были самыми что ни на есть спартанскими. Впрочем, на столь небольших и плотно «упакованных» механизмами кораблях по-другому и быть не могло.