Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Корабли отечества 12 - Малые охотники типа МО-IV

Унифицированный боевой катер

В период войны завод № 5 (так стала называться Ленинградская судоверфь Морпофанохраны 01Т1У) оказался в зоне боевых действий и. несмотря на тяжелые условия блокады Ленинграда, продолжат строить и передавать Балтийскому флоту корабли MO-IV. а также м.иые охотники МО-ДЗ. созданные по заданию ВМФ на базе торпедного катера Д-3.

В ходе военных действий потребность в боевых катерах резко возросла. В этих условиях решающее значение приобрели мероприятия по сокращению типов и сроков постройки катеров, коренным изменениям организации и производства.

Для решения этой задачи на Сосновском судостроительном заводе № 640 в 1943 году впервые в стране был разработан и внедрен поточно-позинионный метод сборки малых охотников ОД-200. Совместным приказом народных комиссариатов ВМФ и судостроительной промышленности от 8 июля 1942 гола при заводе был организован филиал 11КБ-32. начальником которого стал главный инженер ЦКБ-32 11.11 Исаннн. Славным конструктором унифицированного боевого

катера проекта 200 стал главный конструктор боевого катера, заменившего малые охот пики завода № 5 Л.Jl.l-рмаш. его заместителем по типа МО-IV и торпедные катера тина Д-3 в технологической части — главный инженер деревянном и металлическом корпусах, а трестаОргсудпромИМ.Баронов.помехани- также налажено их крупносерийное проческой части — заместитель главного инже- изводство.

нера завода № 640 СВ.Пугавко.В результате Но разработанной технологии никл побыл разработай проект унифицированного стройки на завозе № 640 малых охотников

ОД-200 составил 27 дней при трехдневном ритме и девяти позициях против 120 дней для торпедных каперов типа Д-3. а трудоемкость производства уменьшилась в два раза. Такой результат снижения трудоемкости и никла постройки был достигнут за счет следующих мероприятий:

введения системы выпуска чертежей технологических комплектов, обеспечивающих передачу ряда трудоемких работ со стапелей на предварительную сборку и подачу комплектов на конвейер в максимальной степени их готовности:

широкого применения пооперационное™ работ малоквалифицированной рабочей силы — подростков, имевших стаж работы два—три месяца:

Применения для предварительной сборки узлов корпуса кондукторов, стендов и организации на каждой позиции питательной площадки.

Государственный Комитет Обороны СССР постановлением от 18 марта 1943 года одобрил «мероприятия, проводимые Нарком-судпромом по организации конвейерной сборки охотников проекта200. позволяющие сократить срок постройки судов от 4—6 месяцев до I месяца» и обязал 11аркомсудпром

«обеспечить пуск и эксплуатацию конвейера на заводе 640 в апреле 1943 года и добиться к октябрю 1943 грДа выпуска через конвейер каждые три дня одного охотника за подводными лодками».

В соответствии с приказом HKCN от 13 апреля 1943 года пуск конвейера состоялся 20 апреля 1943 года. В этот лень движение катера с зав. № 101 и последующих за ним катеров с ПОЗИЦИИ на позицию в принятом ритме обеспечило проверку технологии и подтвердило правильность расчетов трехдневного ритма. При выходе из эллинга катер боковым способом спускался на воду и по окончании ходовых испытаний грузился на железнодорожную платформу для транспортировки вместе с экипажем к месту дислокации.

11оточно-позипионная сборка боевых катеров на заводе № 640 положила начало организации этого передового метода постройки на заводах № 5.№ 196. Петрозаводе и других заводах Наркомата судостроительной промышленности.

Непосредственное участие в разработке технологии и подготовке к пуску конвейера принимали начальник филиала ЦКБ-32 Н.Н.Исанин. Л.Л.Грмаш. ИМ.Баронов, руко-

водители секторов А.А.Ватенмахер. В.А.Лосев. Н.С.Носов. В.С.Тарасов. И.Ф.Портной, технологи С.Д.Хацкевич. П.П.Папсуев, работники завода — директор Е.Я.Локшин. главный инженер И.П.Шинкарев. его помощники И.И.Бобров. Н.А.Меркулов, технологи О.С.Силантьев. П.И.Кузнецов, начальник конвейера К.М.Строганов, начальники позиций конвейера К.А.Басырев. А.С.Май-

данскнй. начальник цеха В.Л.Колсчицкий. В подготовке к пуску конвейера участвовали заместитель наркома А.М.Редькин. начальник Главного управления Я.М.Мацкин. главный инженер Н.Ф.Мучкин. заместитель начальника 5-го Главного управления Б.Н.Зубов.

Касаясь идеи создания унифицированного катера, следует отмстить, что в условиях военного времени она была оправдана. Одна-

Тастико-техническис элементы малых охотников

Наименование элементов MO-IV МО-ДЗ ОД-200
ВООРУЖЕНИЕ      
Артиллерийское количество установок х коли- 2 х 1 — 45 1 х 1—37 1 х 1—37
чество стволов — калибр, мм (тип установки) (21-К). (70-К). (70-К).
  2 х 1 — 12.7 2 х 1 — 12.7 2x1— 12.7
  (ДШК) («Кольт») (ДШК)
Противолодочное количество, тин глубинных 8 ББ-1. 6 ББ-1. 12 ББ-1.
бомб 24 БМ-1 8 БМ-1 24 БМ-1
Химическое:      
тип дымовой аппаратуры ДА-7. ДА-7
количество, тип дымовых шашек 6 мдш 6.МД1П
Гидроакустическое тип установки «Тачир-1» «Тамир-7» «Тамир-9»
Радиотехническое:      
радиопередатчик «Бухта» «Скумбрия» «Скумбрия»
радиоприемник «Куб-4М» УС-ЗС УС-ЗС
прие мо- пере датчик «Рейд-И»
КОРАЫШСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ      
Водоизмещение, г      
нормальное 54.0 40.2 47,5
полное 56.5 37.1 44.2
Главные размерсния. м:      
длина наибольшая 26.9 22.1 22.5
ширина наибольшая 3.9 3.7 3.9
осадка средняя при полном водоизмещении 1.25 и 1.12
высота борта на миделе 2.68 2.3 2.4
Скорость, уз:      
полного хода 26 24 24
экономическою хода 10 6 6
Дальность плавания, миль 800 1000 1500
Автономность, сут 6 6 6
Энергетическая установка количество двигате-      
лей х мощность, л.с (тип двигателей)      
главные двигатели 3 х 850 2* 1200 2х 1200
  (ГАМ-34 БС) («Паккард») («Паккард»)
двигатели экономического хода 1 х85 2x85
    («Кермзгу») («Оско-форл»)
Экипаж, чел. 24 20 21

ко трудно признать удачным решение о размещении на них поста управления в ходовой рубке тю типу торпедных катеров. В связи с этим в январе 1943 года Л.Л.Ермаш предложил перенести пост управления на открытый ходовой мостик. При рассмотрении вопроса с участием представителей военной приемки и НТК ВМФ. руководство филиала не поддержало это предложение, опасаясь срыва срока пуска конвейера. Лишь после войны новый заказчик — Морской отдел Главного управления пограничных войск потребовал обустроить пост управления на открытом ходовом

мостике по типу MO-IV. что и было реализовано при постройке серии катеров ОД-200бис.

В годы войны завод № 5 построил катеров MO-IV и МО-ДЗ соответственно 40 и 46 единиц. За успешную работу' по строительству боевых катеров с высокими тактико-техническими качествами Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года завод № 5 был Награжден орденом Трудового Красного Знамени, а большая группа работников — орденами и медалями. В настоящее время этот орден ПО праву унаследовала судостроительная фирма «Алмаз», являющаяся головным предприятием но строительству и отработке всех послевоенных ракетных и сторожевых малых кораблей и боевых катеров.

За этот же период завод № 640 построил 82 катераОД-200 и 16 катеров MO-IV. астраханская судоверфь им. Кирова и Моссуло-верфь — соответственно 12 и 4 катера. Бада-ковский завод № 661 — 4 катера типа MO-IV со стальными корпусами.

В организации производства и отработке к.пером МО-П большая заслуга принадлежит первому начальнику и инициатору сооружения судоверфи Л.Л.Блинову, а в организации серийного производства катеров MO-IV — начальнику судоверфи К.Я.Лок-шину. главному инженеру И.К.Силину, главному строителю Л.Ф.Симину. помощнику главного инженера И.И.Бобров), руководителям цехов Л.И.Иванову. И.И.Козлову. Л.И.Милькону. мастерам и рабочим М.Л.Лль-ховикову. Г.Л.Боровскому. В.Д.Глухову. Ф.Н.Заличеву. И.11.Комиссарову ( впоследствии Герою Социалистического Труда). A.M.Конкину. В.В.Леонтьеву. Х.Л.Мухину. Н.Ф.Федорову. М.Л.Шувалову. В.М Ястребову и другим.

Среди специалистов, принимавших участие в разработке и создании малого охопшка за подводными лодками прежде всего следует отмстить первого главного конструктора МО-П инженера Л.К.Зворыкина, предложившей» применить в проекте новые «технологичные» обводы и трехслойную обшивку корпуса. Значительный вклад в разработку технической и рабочей документации на постройку катеров MO-IV внесли руководители секторов Л.1 [.Константинов, C.B.11у гавко и I .И.Ки-таенко. Велика также роль руководителей фупп и старших конструкторов Б.И.Бат ковс-кого. Д.М.Вайкуса. К.Б.Демчинского. И.В.1 ри-ГОрьева, Н.СХрОМОва, И.П.Гурьева. Г.Ф.Иванова. И.Л.Калинникова. В.Д.Колсчицкото. Л.С.Масленникова. Л.Л.11опова. Л.Л.Семенова. И.Б.Сойфера. В.П.Селаша. В.Д.Туманова. Д.Я.Фельдмана. Л.Л.Чистякова. Д.А.Чсрно1>-за. Б.В.Янинкого и других.

БОЛЬШУЮ' помощь в проектировании оказали академик Л.Н.Крылов, сотрудники ПИВКа Л.М.Ллексеев. В.В.Ллешин. Н.С.Володин. В.М.Иванов. Л.1 (.Калмыков.').'>.I Ian-мель и другие.

В создании малых охотников активное участие приняли представители УК ВМФ и Моротлела ГУПВО В П.Всссвягский. II В I•вс-тнфеен. М.И.Круглой. В.II.Матвеев.Л.Ф.Ма-харад(е. II.К.Суровой. Л.К.Усыскин.М.Н.Чар-ненкнй. Л.Л.Якимов и другие.

 

 

грузопассажирское судно здесь.