Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Д.Ю.Литинский. Суперэсмицы Советского флота

Предисловие

За рубежом существует ставший расхожим термин "суперэсминцы". Под этим литературным "обозначением" иностранные историки кораблестроения понимали все выделявшиеся на общем фоне своими сравнительно большими размерами торпедно-артиллерийские корабли, обладавшие либо исключительно мощным артиллерийским или торпедным вооружением, либо рекордно высокой скоростью.

В отличие от достаточно строгого термина "лидер эсминцев", появившегося в годы Первой мировой войны, в "класс" суперэсминцев иногда зачисляли и корабли, позже классифицированные крейсерами.(Согласно определениям, принятым в ч.III Лондонского морского соглашения, к классу крейсеров автоматически должны были относиться все корабли, стандартное водоизмещение которых превышает 1.850 "длинных" (английских) т, а главный калибр артиллерии — 5,1 дюйма (130 мм). Поэтому, например, французские лидеры (Франция, как и Италия, не участвовала в подписании ч.III соглашения) типа "Vauban" (2.440 т, 5 138-мм орудий), не имевшие бронирования, вполне законно могли классифицироваться крейсерами) Главным их отличием являлось присутствие конструктивной надводной защиты — бронирования наиболее важных помещений, боевых постов, механизмов и т.п. Автор хотел рассказать об эволюции именно таких кораблей, которые не были реализованы "в металле", но являлись обязательным элементом отечественных кораблестроительных программ вплоть до конца 1940-х гг. Поскольку в нашей стране идея защищенного торпедно-артиллерийского корабля начала разрабатываться кораблестроителями в середине 1930-х гг., в настоящей работе не затронута уходящая корнями в более ранний период история создания первых советских лидеров эсминцев типа «Ленинград» (пр.1), «Минск» (пр.38), «Киев» (пр.48) и знаменитого "итальянца" — лидера «Ташкент». Эта интереснейшая тема должна стать содержанием отдельного издания.

Как это не удивительно на первый взгляд, уникальным для нашего флота представителем суперэсминцев следует считать «Неустрашимый» — незаслуженно обойденный вниманием и известностью корабль, вследствие целого ряда причин оставшийся в единственном экземпляре.

История появления на свет одинокого первенца так и не состоявшейся огромной серии кораблей пр.41 — эскадренного миноносца «Неустрашимый» — настолько же интересна, сколь и малоизучена. В среде отечественных специалистов военного кораблестроения доминирует мнение, согласно которому «Неустрашимый» считается лишь "родителем" серийных кораблей пр.56 — "классических" ЭМ, которые завершили собой полувековую эволюцию этого семейства торпедно-артиллерийских кораблей в нашем флоте (а хронологически — и во всем мире).

Это совершенно справедливо, однако его происхождение прослеживается еще со времени между двумя мировыми войнами, а ход проектирования, постройки и сдачи в значительной степени определялся не только борьбой мнений, формировавших послевоенную кораблестроительную программу, но и обостренными до предела трениями между двумя "ведомствами" — Военно-морскими силами (ВМС) и Министерством судостроительной промышленности (МСП). После войны победила в этом споре промышленность, а жертвой конфликта в конечном итоге стал никто иной, как Народный комиссар ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов. Автор не склонен идеализировать эту фигуру — с позиций сегодняшнего дня Н.Г.Кузнецов во многом ошибался и заблуждался, некоторые его решения и действия в охватываемый настоящей работой период заслуживают критики, иногда даже суровой. Но объективно приходится признать, что вследствие инертности промышленности (и личностных столкновений) советское кораблестроение в первое послевоенное десятилетие значительно отстало от зарубежного. Такой вывод — правда, в завуалированной форме — звучит и в 5-м, заключительном томе "Истории отечественного судостроения" [СПб, "Судостроение", 1996].

Изучая историю проектирования "суперэсминцев", автор поставил перед собой задачу рассказать о том, о чем и упомянутый выше фундаментальный труд, и немногочисленные журнальные публикации не рассказали или же умолчали. Сделать это позволила занявшая несколько лет работа в архивах, а также изучение многочисленных документов в организациях МСП и ВМФ. При этом пришлось столкнуться с тем, что зачастую период конца 1940-х — начала 1950-х гг. оказывался в государственных и ведомственных архивах "белым пятном". Отсутствие или невозможность обнаружения некоторых документов не позволили во всех случаях сделать однозначные выводы. Поэтому в тексте присутствуют слова и выражения "возможно", "вероятно", "по мнению автора" и т.п. Автор с благодарностью примет все поправки и замечания.

Совершенно необходимо принести глубокую благодарность коллективу Российского Государственного архива ВМФ, его директору В.Г.Мишанову, без помощи которых написание этой работы было бы невозможным. Автор также благодарит коллектив Центрального Военно-морского архива и Центрального Военно-морского музея, особенно сотрудников ЦВММ В.Г.Райского и В.М.Жежеля (к сожалению, уже ушедшего из жизни). В книге использованы материалы кандидата военных наук, профессора капитана 1 ранга В.П.Кузина, опубликовавшего первую работу об эскадренном миноносце «Неустрашимый», а также кандидата технических наук капитана 2 ранга С.И.Титушкина, который выполнил анализ систем вооружения кораблей — автор весьма признателен этим известным специалистам за помощь в своей работе.