Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Д.Ю.Литинский. Суперэсмицы Советского флота

Заключение

Предпринятая автором попытка проследить историю отечественных суперэсминцев многим может показаться странной: дескать, "живым" был один «Неустрашимый», все остальное — неосуществленные проекты. Какой прок изучать "бумажные корабли"?

Автор не согласен с таким мнением. Во-первых, хочется снять с отечественного флота несправедливое обвинение в "замшелом" консерватизме, которое может появиться при взгляде на "отсталые" корабли, строившиеся крупными сериями в первое послевоенное десятилетие. Во-вторых, напомнить читателю, что забвение истории, равно как и ошибок, обрекает на их повторение. В-третьих, заставить тех, кому положено этим заниматься по роду служебной деятельности, интересоваться работой своих предшественников, не взирая на "ярлыки" и "приговоры", и искать позитивные ее результаты. Это не только будет способствовать повышению качества работы, но и приблизит долгожданный итог.

Сейчас в составе ВМФ России находиться новый «Неустрашимый» — головной СКР пр.11540. Хочется верить, что преемник не повторит судьбу своего предшественника, оставшись единственным представителем принципиально нового для ВМФ СССР типа корабля. Но явное повторение истории наводит на печальные размышления.

Безвозвратно ушли в прошлое неосуществленные программы военного кораблестроения, предусматривавшие постройку серии из нескольких десятков СКР пр. 11540. На Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в 75% готовности дожидается достройки 2-й корабль этого проекта. 3-й корпус стоит на стапеле. Состояние финансирования военного кораблестроения оставляет мало надежд на то, что пышно нареченный «Ярославом Мудрым» СКР вступит в строй до того момента, когда его достройка станет уже невозможной по техническим, политическим или еще каким-либо причинам.

Возможно появление (пока только в технической документации, а не на стапеле завода) "уменьшенного, но улучшенного" СКР. Но сегодня для большинства специалистов очевидно, что создание дешевого и эффективного "малого корабля ближней морской зоны" является скорее конъюнктурным лозунгом, чем результатом трезвого расчета. В этом смысле вряд ли стоит ожидать появления такого удачного преемника, каким для ЭМ пр.41 стал корабль пр.56.