Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «УРАГАН»

Корпус

Сторожевые корабли проектов 2, 4 и 39 почти не имели отличий. По архитектуре это были типичные миноносцы с полубаком, одноярусной надстройкой, двумя мачтами и двумя трубами, силуэтом напоминавшие укороченные эсминцы типа «Новик».

Клепаный корпус имел полубак и одну непрерывную по всей длине главную (верхнюю) палубу. От цепного ящика до первого котельного отделения и от кормового машинного отделения до румпельного простиралась платформа (жилая палуба). Корпус отличали острые обводы с коэффициентами: общей полноты — 0,44, полноты мидель-шпангоута — 0,69 и грузовой ватерлинии — 0,67.

Система набора смешанная: в средней части (между 20-м и 108-м шп.) — продольная с длиной шпации 1000 мм, в оконечностях — поперечная со шпацией 500 мм.

Сторожевые корабли типа «Ураган»

Название корабля, проект, флот Завод-строитель Заводской номер Даты
закладки спуска вступления в строй исключения из состава ВМФ
I серия
«Ураган», 2, МСБМ, СФ Северная верфь 320 1 14.8.1927 14.5.1929 26.12.1930/ 12.9.1931 5.6.1949
«Тайфун», 2, МСБМ,КБФ Северная верфь 321 14.8.1927 1.6.1929 14.9.1931 30.11.1954
«Смерч», 2, МСБМ, СФ Северная верфь 322 14.8.1927 22.7.1929 13.9.1932 28.2.1948
«Циклон», 2, МСБМ, КБФ Северная верфь 323 14.8.1927 27.11.1929 3.7.1932 Погиб 28.8.1941 у м.Юминданина
«Гроза», 2, МСБМ, СФ Северная верфь 324 14.8.1927 28.9.1930 22.7.1932 12.11.1952
«Вихрь», 2, МСБМ, КБФ Северная верфь 325 14.8.1927 12.10.1930 12.9.1932 Погиб 22.9.1941 в Кронштадте, восстановлен, нскл. 24.4.1948
«Шторм», 2, МСЧМ, ЧФ Завод им. А.Марти 186 24.10.1927 4.4.1930 1.10.1932 30.1.1946
«Шквал», 2, МСЧМ, ЧФ , Завод им. А.Марти 187 24.10.1927 1930 5.3.1933 12.11.1952
II серия
«Метель», 4, МСДВ. ТОФ Северная

верфь, Дальзавод

423 18.12.1931 перезаложен в 1933 г. 15.6.1934 18.11.1934 30.11.1954
«Вьюга», 4, МСДВ, ТОФ Северная

верфь, Дальзавод

424 26.12.1931 перезаложен в 1933 г. 5.7.1934 18.11.1934 30.11.1954
«Гром», 4, ТОФ Завод им. А.Марти, Дальзавод 220 17.6.1932 перезаложен в 1933 г. 22.9.1934 22.7.1935 30.11.1954
«Бурун», 4, ТОФ Завод им. А.Марти, Дальзавод 221 22.6.1932 перезаложен в 1933 г. 27.9.1934 7.10.1935 30.11.1954
III серия
«Молния», 39, ТОФ Северная

верфь, Дальзавод

478 23.3.1934 перезаложен в 1934 г. 24.11.1934 20.5.1936 30.11.1954
«Зарница», 39. ТОФ Северная

верфь, Дальзавод

479 21.3.1934 перезаложен в 1934 г. 06.11.1934 6.11.1936 30.11.1954
«Пурга», 39, КБФ, ЛВФ Северная верфь 480 6.1934 11.1935 4.9.1936 Погиб 1.9.1942 на Ладожском оз.
«Буря», 39, КБФ Северная верфь 481 6.1934 11.1935 27.10.1935 Погиб 24.8.1942 у о.Лавенсари
IV серия
«Снег», 39, КБФ Северная верфь 495 27.4.1935 20.10.1936 25.9.1938 Погиб 28.8.1941 у м.Юминданина
«Туча», 39, КБФ Северная верфь 496 27.4.1935 14.7.1936 25.9.1938 12.11.1952

В районе отсеков главной энергетической установки на протяжении 45 шпангоутов (22,5 м) шло двойное дно. Высота борта на миделе и в корме составляла 3,6 м, в носу — 6,1 м. Начальная метацентрическая высота по проекту при нормальном водоизмещении составляла 0,71 м, погибь верхней палубы — 0,3 м.

Для ответственных связей корпуса, включая набор и часть листов наружной обшивки, использовалась сталь 2-й категории (марки 5 повыш., с временным сопротивлением 56 — 60 кг/мм и относительным удлинением 18%), для остальных конструкций — мягкая судостроительная сталь 3-й категории (марки 3 норм., с временным сопротивлением 38 — 45 кг/мм и относительным удлинением 22%). Впервые успешно были применены уголки для ребер жесткости.

Для защиты от коррозии оцинковывались листы наружной обшивки, настил палубы полубака, верхней палубы в открытых местах, жилой палубы с карлингсами и бимсами, нижняя часть поперечных переборок на 1 м выше фло-ров и стойки на той же высоте, днищевой набор, второе дно, шпангоуты от вертикального киля до жилой палубы, фундаменты главных механизмов и котлов, цистерны и теплые ящики, цепной ящик и дельные вещи. Не случайно эти корабли за цвет корпусов до окраски рабочие называли «серебряными». Оцинковка давала экономию металла — масса «голого» (не насыщенного) корпуса составляла лишь 30% от водоизмещения. Толщина наружной обшивки равнялась всего 4 мм, днищевых листов — 5 мм и не имела запаса на коррозию. Остальные элементы конструкции были еще тоньше: настил палубы полубака — 2,5 — 3,5 мм, верхней палубы — 3 — 5 мм, жилой — 2,5 мм, второго дна — 3 мм, главных поперечных переборок — 2 — 3 мм, надстройки — 2,5 мм. Боевая рубка на полубаке изготавливалась из маломагнитной противопульной стали толщиной 6 мм.

Основные разделы, группы и статьи нагрузки масс СКР проекта 2 (Отчетные данные 1933 г. для нормального водоизмещения), т:

Корпус, оборудование и окраска.......136,8

Устройства (рулевое, якорное, шлюпочное), рангоут и такелаж...............................14,1

Системы..............................................12,7

Вооружение и защита........................49,8

Механизмы..........................................138,0

Электрооборудование.........................14,1

Связь и управление..............................7,2

Артбоезапас.......................................16,1

Торпеды...............................................2,7

Глубинные бомбы.................................3,6

Химвооруженне....................................1,0

Команда с багажом................................8,3

Постоянный инвентарь и снабжение....3,0

Остатки жидких грузов.........................3,4

Запас топлива на 12 час полного хода....48,0

Запасы жидких грузов:

котельная (питательная) вода..............7,0

берешвая (мытьевая) вода...................0,4

питьевая вода — 2,0 (на 5 суток)

масло турбинное..................................1,9

Различные переменные грузы...............2,8

Водоизмещение нормальное.............470.0

Тактико-технические элементы сторожевых кораблей проектов 2, 4 и 39

Элементы Общий (технический) проект' «Ураган» пр.2 1930 г. «Ураган» пр.2 1943 г. «Гром» пр. 4 1935 г. «Гром» пр. 4 1945 г. «Туча» нр.39 1938 г. «Туча»* пр. 39 1943 г.
Кораблестроительные элементы
Главные размерения, м
длима наибольшая
длина по КВЛ
ширина наибольшая
ширина по КВЛ
осадка средняя
при нормальном / полном водоизмещении
осадка наибольшая
Высота борта на миделе
70,0

ТЛ

71,5 70.1 7,4 7,24 71,5 70.1 7,4 7.24 71.5 70,1 7,4 7,24 71.5 70.1 7,4 7.24 71,5 70.1 7,4 7,24 71.5 70.1 7,4 7,24
  — /1,9 2,1 /2,47 3,6 2,4 / 2,6 2,95 3,6 2,1/2,3 3,6 2,2 / 2,6 3,6 2,1 /2,4 2,84 3,6 2,3 / 2,6 2,84 3,6
 
Водоизмещение, г:

стандартное

нормальное

полное

400 417 470 534 490 562 633 410 467 531 450 545 624 409 467 568 503 570 638
Начальная меч ацентрическая высота, м при:

нормальном водоизмещении полном водоизмещении

0,71 £ 0.60 0,45 0,91 0,67 0,64 0.76 0,70 0,56 0,75
Скорость хода, уз.: наибольшая 29 26 21 25 21,5 24  
полная

крейсерская

экономическая

  16 20 16 19,6 14,4 17 14.5
Мощность ГЭУ, л.с: максимальная 7500 7040 7480 7480 6400 6800 -
Дальность плавания, миль:

наибольшей скоростью экономической скоростью

550 1000 650 1200 720 680 1500 660 1250 700 1200
при полном запасе топлива              
Запас ши.шва, т.:              
нормальный полный 10

85

112 112 115 111 120 *—
Вооружение
Артиллерийское:

количество установок и стволов калибр, мм *

2x1-102 4x1-40** 3x1-12.7 2x1-102 ***

2x1-7,62

2x1-100 2x1-37 3x1-12,7 2x1-102 3x1-45 2x1-7,62 2x1-102 3x1-37 3x1-12.7 2x1-102 4x1-45 2x1- 12,7 2x1-100 3x1-37 3x2-12,7
Торпедное:

КОЛИЧеСТВО ТА и труб - калибр

1x3-450 1x3-450 1x3-450 1x3-450 1 х 3-450 1x3-450 2x1-12,7 1x3-450
количество мни 40 обр.1912г.   30 КБ - -
П ро 1 и во.'юдоч ное:              
количество глубинных бомб:

больших

малых

количество и гни бомбометов параван - тралы

40 2 С- 1V 1 К-1 22 15

2 БМБ-1 1 К-1

1 К-1 20 28 2 БМБ-1 1 К-1 20 20

1 К-1

20 30 2 БМБ-1 1 К-1
РЛС - 291 v - 291 - 291(н 1945 )
ГАС - «Дракон» - - «Улырафон»
Экипаж чел. 74 85 - 120 101 109
Автономность по провизии, суток 7 7 7 7 7 7 7

* Скорость хода, мощность ГЭУ н дальность плавания СКР «Туча» на приемных испытаниях после ремонта в условиях блокадного Ленинграда не определялись.
** В рабочей документации — 4x1 37-мм (перестволенные автоматы Викксрса).
*** Посте 1934 г, установлены 4 х I 45 ММ.

Главные поперечные переборки разделяли корпус на 15 водонепроницаемых отсеков. Всего в составе корпуса имелось 57 непроницаемых контуров (помещений). По проекту при затоплении двух любых смежных отсеков СКР должен был оставаться на плаву и не терять остойчивости. Впервые в отечественном военном кораблестроении были предъявлены требования газонепроницаемости к закрытым помещениям корабля. В 1936 году СКР «Циклон» для испытаний общей прочности корпуса был поставлен в доке сначала на две опоры, а затем — на одну.