Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «УРАГАН»

Мореходность и маневренность

Сторожевые корабли типа «Ураган» предназначались для Балтийского и Черноморского флотов. Поэтому их мореходности не уделялось достаточного внимания. На короткой волне более трех баллов они черпали воду носом, несмотря на наличие полубака. На длинной волне нос сторожевика в воду не зарывался, а благодаря развалу бортов не заливалась и палуба полубака.

При очень сильном волнении бортовая качка достигала 45°. Постоянный дифферент на нос (конструктивный недостаток СКР типа «Ураган») ухудшал мореходность корабля.

Сторожевики имели избыточную остойчивость и вследствие этого очень стремительную качку. Моряки, послужившие на них, становились настоящими морскими волками.

Если для Балтики и Черного моря мореходность кораблей можно было считать удовлетворительной, то для северного и дальневосточного театров она оказалась недостаточной. Адмирал Н.Г.Кузнецов, командовавший в 1939 году Тихоокеанским флотом, вспоминал: «Бывало, сторожевик едва достигнет залива Петра Великого, как его уже бросает с борта на борт. А ведь им приходилось плавать в штормы и заходить далеко от базы. Однажды погода заставила наш сторожевик вернуться в базу. «Почему медлите с поворотом?» — спросил я командира. «Выбираю более удобный момент, а то и перевернуться можем».

К примеру, «Бурун» (ТОФ) не смог произвести постановку мин при волнении моря в 4 балла. На «Смерче» (СФ) в шторм образовались трещины в наружной обшивке: в районе 33-го шп. — длиной около 2,5 м, а на 42-м шп. — длиной около 2 м. Оба повреждения корпуса пришлись ниже ватерлинии.

В отчете штаба СФ по использованию боевой техники за 1944 год отмечалось, что при волнении 6 баллов и выше возможна деформация корпусов СКР проекта 2 и повреждение корабельных устройств. Поэтому мореходность их была ограничена 6 баллами. В то же время сторожевые корабли типа РТ (вооруженные траулеры) выдерживали 10-балльное волнение без повреждений.

Диаметр циркуляции при угле перекладки руля 15° и скорости 14 уз. составлял 2 кбт («Тайфун») и при 25 и 18 уз. — 0,75 кбт («Туча»).