Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «УРАГАН»

Главная энергетическая установка

Сторожевые корабли типа «Ураган» имели двухвальную главную энергетическую установку (ГЭУ) с эшелонным размещением главных механизмов (котел — турбина — котел — турбина) в четырех водонепроницаемых отсеках. Такая компоновка, а также побортная прокладка главного паропровода и электрокабелей, повышали живучесть ГЭУ.

Впервые в практике отечественного кораблестроения вместо тяжелых и громоздких низкооборотных турбин, соединенных непосредственно с гребным валом (как на ЭМ типа «Новик») применили более легкие, экономичные и компактные высокооборотные паровые турбины, вращавшие гребной вал через зубчатый редуктор.

Главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) состоял из двухкорпусной турбины смешанного активно-реактивного типа с одноступенчатым редуктором. В одном корпусе находилась турбина высокого давления (ТВД), в другом — тур­бина низкого давления (ТНД) и турбина заднего хода (ТЗХ), размещавшиеся на одном валу.

ТВД имела частоту вращения ротора 8400 об/мин и состояла из одного двухвенечного колеса Кертиса и шести реактивных ступеней, ТНД (4200 об/мин) из девяти реактивных ступеней, ТЗХ (в од­ном корпусе и на одном валу с ТНД) состояла из двухступенчатого рабочего колеса и двух реактивных ступеней.

По результатам испытаний ГЭУ голо­вного корабля в проект ГТЗА I серии были внесены изменения, направленные на повышение надежности отдельных узлов (улучшена конструкция упорного подшипника, корневого сечения лопаток и т.д.). Модернизированные ГТЗА II серии установили на кораблях проекта 4. Для кораблей проекта 39 (II и IV серий) был разработан ГТЗА III серии. Все мо­дификации ГТЗА отличались только конструктивным исполнением отдель­ных узлов при неизменной мощности.

Турбины работали на перегретом паре. Проектная мощность одного ГТЗА составляла 3750 л.с при частоте враще­ния гребного вала 630 об/мин. Носовой ГТЗА работал на гребной вал правого борта, а кормовой — левого борта.

Трехлопастные бронзовые винты име­ли диаметр 1,5 м и шаг 2 м. Отработан­ный пар поступал в трехпроточные главные холодильники охлаждающей поверхностью 172 — 176 м2. Главные хо­лодильники (конденсаторы) размеща­лись поперек корпуса корабля. В качест­ве воздушных насосов использовались два пароструйных эжектора производи­тельностью по 15 кг/ч сухого воздуха или 35 кг/ч смеси. Они обеспечивали в главных конденсаторах вакуум 93%.

Циркуляционный и конденсатный центробежные насосы объединялись в еди­ный горизонтальный турбоагрегат. Это было сделано в целях экономии одного привода (турбины), а также объема машинного отделения и уменьшения со­става вахты в МО. Агрегат имел привод мощностью 84 л.с., производительность циркуляционного насоса — 1265 т/ч при напоре 9,3 м вод.ст. (водяного столба), производительность конденсатного -20 — 25 т/ч при напоре 18м вод.ст. По одному такому агрегату стояло в каж­дом машинном отделении. Масляные насосы: два шестеренных для ГТЗА производительностью по 25 т/ч, по од­ному в МО и два вспомогательных пор­шневых по 10 т/ч. Масляные цистерны: две расходные (по одной в МО) объемом по 1,1 м3 на 1000 л каждая; две запасные цистерны емкостью 2,0 т, в носовом МО на 74,5 — 76,5 шп. правого борта, в кормовом МО на 83,5 — 87,5 шп. левого борта. Два теплых ящика (по одному в каждом МО) объемом по 1,5 м3, фильтрующее вещество: люфа (губка) и кокс.

Питательные насосы: один главный турбопитательный производительнос­тью 100 т/ч (спроектирован и изготовлен на ЛМЗ) при давлении 300 мм вод.ст. размещался в носовом МО; один вспомогательный поршневой (системы Вортингтона) производительностью 40 т/ч размещался в кормовом МО.

Подогреватель питательной воды — один в носовом МО. Центробежные вентиляторы: один производительностью 9300 м3/ч при давлении 50 мм вод.ст. и мощностью электропривода 5,25 кВт в носовом МО; один производительностью 6000 м3/ч при давлении 50 мм вод.ст. и мощностью электропривода 3,83 кВт — в кормовом МО.

Главные котлы — водотрубные, однофронтовые, с двухсторонним проходом газов, треугольного типа, паропроизводительностью 23 т/ч с параметрами пе­регретого пара: давление 21 атм., температура 280°С. Вертикальный петлевой пароперегреватель располагался за малым конвективным (водогрейным) пучком трубок. Поверхность нагрева одного котла — 278 м2. КПД котла — 68,5%, удельный расход топлива на полном ходу 0,572 кг/л.с.ч, удельный расход топлива на экономическом ходу — 0,87 кг/л.с.ч. Конструкция первого советского судового котла оказалась настолько удачной, что ее использовали как прототип для многих надводных кораблей более поздней постройки.

Дымоходы котлов выходили каждый в свою трубу. Отопление котлов осуще­ствлялось с помощью пяти форсунок производительностью около 400 кг/ч, к которым поршневыми нефтяными насосами подавался предварительно подо­гретый мазут.

Два подогревателя нефти с поверхностью нагрева по 4,6 м2 (имели по 40 трубок) размещались в носовом и кормовом КО. Три нефтяных поршневых насоса системы Вортингтона производительностью по 3 т/ч при давлении 15 кг/см2 располагались по одному в котельных отделениях и один — в носовом машинном отделении.

Воздух в КО нагнетался двумя (по од­ному в КО) турбовентиляторами систе­мы «Вестингауз — Леблан» нормальной производительностью по 45 000 м3/ч при напоре 250 мм вод. ст. и мощности привода 70 л.с. На максимальном режи­ме производительность 50 000 м3/ч при 305 мм вод.ст. и 95 л.с.

На корабле имелся вспомогательный котел, обеспечивающий паром судовые механизмы. Он находился в носовом ко­тельном отделении у левого борта, его дымоход был выведен в носовую трубу.

Расход топлива в час (по проекту) на полном ходу (26 уз.) составлял 4 т, на экономическом (14 уз.) — 1,2 т; фактиче­ский: на малом ходу (8 уз.)— 1,1 — 1,2т, на среднем (12 уз.) 1,4 — 1,6 т, на пол­ном (16 уз.) 1,9 — 2,02 т, на самом пол­ном (20 уз.) 2,6 — 2,9 т и на 21,5 уз. — 4,0 т (данные по североморским СКР на 1944 год). Расход топлива на стоянке: летом — 0,7 т, зимой — 0,8 т. При запасе топлива 108 т СКР «Шквал» в 1944 году мог пройти 8-узловым ходом 900 миль за 112ч, 12-узловым — 982 мили за 81 ч, 16-узловым — 843 мили за 57 ч и 22-уз-ловым — 700 миль за 31 ч.

Запас топлива (флотский мазут марки «Ф») размещался в днищевых цистернах. Нормальный запас топлива (по проекту) составлял 10 т, наибольший — 85 т. При вступлении головного корабля в строй он имел нормальный запас топлива (на 12 часов полного хода) 48 т и полный — 112т. После ремонтов и модернизаций корабли имели нормальный запас от 102 до 115 т, и полный от 116 до 125 т.

Для принятия топлива служил поршневой нефтепогрузочный насос. Время приемки топлива — 15 — 20 т/ч.

Запас питательной (котельной) воды составлял 11 — 21 т. Она хранилась в днищевой цистерне (проекты 2 и 4) или бортовых цистернах (проект 39). Запасы питательной и питьевой воды пополнялись от двух испарителей системы «Роберт Круг» производительностью в сутки: 24 — 25 т питательной и 2,5 т питьевой.

Время подготовки энергоустановки из холодного состояния — 2ч, экстренное — 1ч.

Наибольшая контрактная скорость была установлена в 29 уз., экономическая (при работе одного котла) — 14 уз. Однако ни один корабль контрактной скорости не достиг. Головной «Ураган» на испытаниях развил 26 уз., остальные не дотягивали и до этого показателя. Спустя 10 лет после вступления в строй, в связи с износом механизмов, скорость значительно снизилась. «Тайфун» на приемных испытаниях показал 25,1 уз., но к 1940 году (перед капитальным ремонтом) мог развить только 16 уз.

Даже у прошедших капремонт кораблей фактическая мощность ГЭУ и скорость хода снизились. «Шторм» на испытаниях в 1932 году развил 25,9 уз. при 585 об/мин. Его наибольшая скорость на испытаниях после ремонта 1942 года составила 20,7 уз. при 520 об/мин и мощности турбин 4620 л.с., а в 1944-м более 18 уз. он уже не давал.

Эти показатели в 1944 году: «Вьюга» — 6290 л.с. при 620 об/мин, скорость наи­большая 23 уз., полная — 22; «Гроза» — соответственно 5700 л.с., 21 уз. и — 16 уз.; «Шквал» — 6270 л.с. и 20,8 уз. (наибольшая).

Проектом пост командира БЧ-5 не предусматривался, но при модерниза­ции на некоторых кораблях на шкафуте оборудовали пост энергетики БЧ-5 (на других СКР на этом же месте — каюту дежурного офицера).

 

 

Репутацци агентство управления репутацией в интернет.