Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «УРАГАН»

Капитальные ремонты и модернизации

В 1938 — 1948 годах все сторожевики типа «Ураган» прошли капитальный ремонт. Одновременно выполнялась их модернизация с заменой устаревшего вооружения и оборудования. Открытые 102/60-мм орудия заменялись новыми 100-мм установками Б-24-БМ; 45-мм полуавтоматы 21-К и пулеметы М-1 — 37-мм автоматами 70-К и 12,7-мм пулеметами ДШК и ДШКМ, что значительно повысило боевые возможности зенитных огневых средств кораблей. Противолодочное вооружение усилили размещением в носовой части корпуса гидроакустической (или шумопеленгаторной) станции и установкой на юте бомбометов БМБ-1. Боекомплект глубинных бомб был увеличен.

Вместо устаревших средств радиосвязи появились новые образцы. Обновили и прожекторы: в качестве боевого стали применять МПЭ-Э60-2, сигнального — МСРПП-45. На жилой палубе перед первым котельным отделением за счет сокращения площади командного помещения № 2 в специальной выгородке разместили гирокомпас. Современные электронавигационные приборы установили на амортизаторах.

Смонтировали новые системы закрытого питания котлов и автоматики горения, тросиковый машинный телеграф заменили валиковым. Прежний вспомогательный котел поменяли на новый (производительностью 250 кг/ч), способный обслуживать одновременно нефтеперекачивающий насос, турбовентиляторы и нефтеподогреватель при отключенных паровом отоплении и плитах камбуза. Вместо «нефтединамо» установили дизель-генераторы мощностью 18 — 30 кВт. Паровую рулевую машину заменили на рулевое устройство системы Дэвиса с электроприводом Варда-Леонарда. В надстройке на палубе был оборудован пост энергетики БЧ-5.

В кормовых запасных отсеках в районе 110 — 112-го шп. теперь устанавливались нефтяные цистерны, что увеличило полный запас топлива. Для уменьшения дифферента на нос отсек пресной воды между 8-м и 20-м шп. переоборудовали под машинную кладовую. В районе 124 — 129-го шп. разместили цистерну котельной (питательной) воды.

Изменился силуэт кораблей. Был оборудован закрытый ходовой мостик. Грот-мачту демонтировали, на кормовой дымовой трубе установили кронштейн для крепления антенн радиосвязи. Кормовой флаг, который до ремонта поднимался на гафеле грот-мачты, перенесли на кормовой флагшток, размещенный на площадке боевого прожектора.

В результате капитального ремонта и модернизации нормальное водоизмещение кораблей возросло до 560 — 590 т. Указанные изменения привели к снижению начальной метацентрической высоты на 0,2 — 0,25 м. После капитального ремонта черноморских СКР «Шквал» и «Шторм» их водоизмещение увеличилось на 115 т, а метацентрическая высота уменьшилась с 0,87 м до 0,59 м. Для обеспечения достаточной остойчивости кораблей в штормовых условиях признали обязательным при израсходовании 60 т (около 50%) топлива балластировать освободившиеся цистерны забортной водой под запрессовку. На балтийских СКР «Тайфун», «Туча» и «Вихрь» для компенсации остойчивости был принят твердый балласт (20 — 28 т) за счет уменьшения емкости топливных цистерн. В тех же целях полный запас принимаемых на верхнюю палубу мин заграждения ограничивался 16 т (24 мины образца 1912 г. или по 16 мин образца 1926 г. или КБ), причем мины можно было брать лишь при наличии полных запасов топлива и воды, а по мере их расходования освободившиеся цистерны требовалось немедленно заполнять водой.

С ростом водоизмещения максимальная скорость хода снизилась до 20 — 23 уз. Однако в боевых условиях и эта величина не вызывала нареканий и считалась достаточной для выполнения сторожевыми кораблями различных боевых задач.