Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «УРАГАН»

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Сторожевые корабли типа «Ураган» стали первыми кораблями, построенными в нашей стране после длительного перерыва. Они создавались на базе образцов техники и вооружения времен Первой мировой войны и при вступлении в строй не имели современного зенитного и штурманского вооружения, средств радиосвязи, приборов обнаружения подводных лодок и т.д. Кроме того, к числу недостатков можно отнести не слишком комфортные условия размещения экипажа, невысокую (относительно техзадания) скорость хода, посредственную мореходность, ненадежное рулевое устройство. Сторожевики оказались не в состоянии обеспечить эффективную ПВО и ПЛО линкоров, то есть решать те задачи, для которых они создавались. Только после модернизации и перевооружения, уже в 1940-е годы, эти корабли стали более-менее соответствовать требованиям тактико-технического задания.

На момент же вступления в строй «ураганы», по существу, являлись миноносцами. А вот в этом качестве они выглядят весьма неплохо: будучи втрое меньше по водоизмещению, чем «новики», они обладали половиной их артиллерийского вооружения и третью торпедного. Что касается основных тактико-технических элементов СКР типа «Ураган», то они не уступали, а по вооружению даже превосходили аналогичные параметры кораблей иностранных флотов. Построив во время Первой мировой войны большое количество сторожевых судов, ведущие морские державы надолго прекратили развитие этого класса кораблей. Англичане и французы, имея многочисленные колонии по всему миру, уделяли повышенное внимание эскортным кораблям океанского плавания — шлюпам, имевшим большой район плавания, хорошую мореходность и соответственно водоизмещение до 2500 т. Только в 1935 году в Англии начали строить корветы типа «Кингфишер» водоизмещением 745 т, но их вступило в строй всего 9 единиц. В том же году в Германии началось строительство эскортных кораблей типа «F» полным водоизмещением 1030 т. Они получились неудачными, их ГЭУ часто выходили из строя. Остальные страны приступили к строительству сторожевых кораблей только после начала Второй мировой войны. Здесь советские конструкторы и кораблестроители оказались (отчасти вынужденно) в числе лидеров.

Нельзя не отметить и тот факт, что в проекте СКР типа «Ураган» имелось много конструктивных новшеств. Впервые в отечественном флоте ГЭУ работала на перегретом паре, прямодействующие, низкооборотные турбины были заменены на ГТЗА с высокооборотными турбинами. Установка отличалась компактностью, а эшелонное размещение повышало ее живучесть. Впервые набор корпуса выполнялся по продольной системе. Также впервые были применены оцинковка корпусных конструкций и сварка (неответственных деталей). Корпуса СКР, несмотря на облегчение, оказались более прочными, чем у эсминцев проектов 7 и 7У.

В предвоенные годы сторожевые корабли много плавали: В 1940 году «Туча» (КБФ) прошла 13 806 миль, в 1942-м «Гром» (ТОФ) — 7550 миль за 743 ходовых часа. СКР типа «Ураган» стали хорошей школой для моряков, многие известные советские флотоводцы начинали свою командирскую службу на сторожевиках.

Корабли Балтийского и Северного флотов участвовали в Советско-финляндской войне 1939 — 1940 годов: несли дозорную службу, сопровождали транспорты с десантными войсками, оказывали артиллерийскую поддержку высадкам десантов, охраняли линкоры, выходившие для обстрела укреплений противника.

Накопленный опыт эксплуатации кораблей типа «Ураган» в мирное время на разных морских театрах привел к переоценке их качеств руководством Наркомата ВМФ. Выступая 3 декабря 1940 года на совещании высшего военно-морского командования в Москве с докладом о технике флота, начальник Управления кораблестроения инженер-контр-адмирал Н.В.Исаченков сказал о сторожевиках, что они вполне удовлетворяют тактико-техническим требованиям, предъявляемым к кораблям этого класса, не уступая аналогичным кораблям иностранных флотов постройки 1930 — 1934 годов. Такая оценка, по существу, «реабилитировала» корабли «дивизиона плохой погоды».

Сторожевые корабли типа «Ураган» активно участвовали в Великой Отечественной войне и войне с Японией, обеспечивали эскортирование подводных лодок, охранение крупных кораблей, конвоирование транспортов, артиллерийскую поддержку сухопутных войск и десантов, перевозили личный состав и военные грузы. После перевооружения по количеству стволов зенитной артиллерии малого калибра они превосходили «новики» и почти догнали эсминцы проектов 7 и 7У. На них были установлены бомбометы и увеличено количество глубинных бомб. Многие сторожевики получили гидроакустические и радиолокационные станции.

Боевой опыт подтвердил достаточную надежность энергоустановки «ураганов». Так, на СКР «Смерч» в результате столкновения с тральщиком был выведен из строя второй эшелон ГЭУ, но первый остался неповрежденным, и корабль своим ходом дошел до базы. Скорость, служившая в начале 1930-х годов предметом критики, во время войны нареканий не вызывала.

К сожалению, сторожевых кораблей типа «Ураган» построили сравнительно немного. На Севере их было всего три единицы, на Черном море — две, да и шесть единиц для тихоокеанского театра — тоже недостаточно. В 1939 году началось строительство большой серии СКР проекта 29 типа «Ястреб», являвшихся дальнейшим развитием «Урагана», но до конца войны ни один из них в строй не вступил.

В своих воспоминаниях бывший нарком Военно-Морского Флота СССР Н.Г.Кузнецов пишет: «Кроме тральщиков, не хватало и кораблей противолодочной обороны (ПЛО), и специальных сторожевых кораблей (СКР). С огорчением перечитываешь сейчас строки старого документа: «БТЩ «Крамбол» занял место в дозоре». Не от хорошей жизни приходилось посылать вместо СКР тральщики». Об этом же сожалел и командующий Черноморским флотом Ф.С.Октябрьский, записавший в своем дневнике 22 июля 1941 года: «Москва требует по всей линии коммуникаций движение всех наших транспортов конвоировать... Это очень важная, ответственная задача, а главное — дополнительная огромная нагрузка нашим ЭМ, БТЩ, МО-4. Вот еще раз вздохнем, что у нас нет СКР». Так что первенцы советского военного кораблестроения, несмотря на их недостатки, в тяжелые годы Великой Отечественной войны оказались одними из самых востребованных боевых единиц нашего флота.