Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Г.М. Трусов. Русские подводные лодки. Часть I

Книга инженер-капитана 2 ранга Г.М. Трусова представляет собой монографию по истории русского подводного флота в период создания первых отечественных боевых подводных лодок.

Печатается по тексту рукописи с рабочим названием "Подводное судостроение в России за период с 1864 по 1917 гг" с дополнениями из книги автора "Подводные лодки в русском и советском флоте" (Судпромгиз,1957) и архивных документов РГА ВМФ.

Детально описываются испытания, боевая подготовка, участие русских подводных лодок в русско-японской войне, случаи их аварий и гибели.

Для широкого круга читателей, интересующихся военной историей и историей судостроения.

Об авторе

Биография Григория Мартыновича Трусова, неразрывно связанная с боевыми действиями и строительством отечественного подводного флота, будет лучшим предисловием к его книге.

О том, как он стал моряком-подводником, Григорий Мартынович рассказывает так:

".. .Я не знаю, почему мне полюбилось морс. Среди моих предков — крепостных крестьян — не было моряков, и родители никогда не видели моря. Мы жили в деревне Суково Московской области. Однажды в наше село на побывку приехал "настоящий" матрос Василий Лобанов. На черной ленте бескозырки сияла золотая надпись: "Ослябя"; он служил машинистом на броненосце. Рассказы матроса о море окончательно решили мою судьбу. Попасть на море стало целью моей жизни. Уезжая, Лобанов сказал мне: "Если хочешь быть моряком —учись.. ."

В 1903 году, когда мне исполнилось 14 лет, я уехал из деревни в Москву. С этого дня начался мой долгий и трудный путь к морю. Семь лет я работал на фабриках и заводах Москвы.

В 1910 году был призван на военную службу и отправлен в Петербург во 2-й Балтийский флотский экипаж — об этом я просил призывную комиссию. В экипаже я впервые услышал, что на флоте имеются корабли, плавающие под водой. Офицеры подводного плавания отобрали лучших по состоянию здоровья, грамотности и знанию ремесла матросов (в число их попал и я) и направили в Либаву в учебный отряд подводного плавания. Так начала осуществляться моя мечта, я стал моряком. До подводного плавания было еще далеко: нужно было прежде закончить Машинную школу Балтийского флота в Кронштадте. Школа эта была создана во второй половине XIX века, когда на смену парусному флоту пришла новая техника парового броненосного флота, требовавшая квалифицированных машинистов и кочегаров".

В апреле 1911 г. Г.М. Трусов с группой матросов, отобранных в Либаве, прибыл в Кронштадт и был зачислен в класс машинных унтер-офицеров самостоятельного управления. Особое внимание обращалось на подготовку машинных унтер-офицеров самостоятельного управления — главных машинных старшин. Эта категория специалистов появилась на флоте в результате быстрого развития техники. По окончании практики на учебном судне "Океан" группа учеников была произведена в машинисты 1 статьи. Летом 1912 г. Г.М. Трусов был откомандирован в Либаву для практического изучения подводных лодок.

В 1913 г. Г.М. Трусов закончил Машинную школу — класс машинных унтер-офицеров по I разряду.

В существовавшем тогда положении о машинных командах было сказано: "...Ст. 47. Машинисты, окончившие курс классов машинных квартирмейстеров самостоятельного управления, могут быть назначены к самостоятельному управлению машинами на судах III и IV рангов..." К этой категории судов относились и подводные лодки. В то время наиболее совершенной была подводная лодка "Минога", построенная в 1909 г. Главным ее отличием от всех существовавших в России и за границей подводных лодок было то, что для надводного плавания использовались дизели. На эту подводную лодку Г.М. Трусов и был назначен машинным унтер-офицером 1 статьи.

Подводная лодка "Минога" принимала участие в боевых действиях Балтийского флота в годы первой мировой войны. Пожелтевшие от времени документы свидетельствуют, что Г.М. Трусов за подвиг, мужество и храбрость в боевых действиях подводной лодки "Минога" был "пожалован" 1 сентября 1915 г. Георгиевской медалью 4-й степени, а 29 октября того же года — награжден Георгиевским крестом 4-й степени.

10 апреля 1916 г. Г.М. Трусов был переведен машинным кондуктором на подводную лодку "Вепрь", а в августе 1917 г. назначен старшим судовым механиком на подводную лодку "Тур" и произведен в офицеры-подпоручики по Адмиралтейству (первый офицерский чин). 12 октября 1917 г. подводная лодка "Тур" участвовала в Моонзундской операции, прикрывая подступы к Рижскому заливу. 24 февраля 1918 г., эта лодка совершила первый ледовый поход. Из Ревеля (захваченного на другой день германскими войсками) подводные лодки пробивались в Гельсингфорс, следуя за надводными кораблями Балтийского флота.

Декретом Советского правительства, подписанным В.И. Лениным 11 февраля 1918 г., старый флот был объявлен распущенным. Желающим служить на кораблях Рабоче-Крестьянского Красного флота было предложено поступить на службу на добровольных началах. Пользуясь этим декретом, многие офицеры и некоторая часть матросов покинули корабли. Командир лодки "Тур" старший лейтенант Вейгелин демобилизовался в Гельсингфорсе, штурман мичман Данильченко также ушел со службы. В результате на подводной лодке осталось лишь пять матросов и только один офицер — старший механик Г.М. Трусов. Оставшаяся на корабле команда выбрала его председателем судового комитета и стала деятельно готовиться к переходу в Кронштадт.

4 апреля 1918 г. в 5 ч подводная лодка "Тур", пробившись сквозь льды, вышла на рейд к линкору "Республика" и приняла буксир. Шесть человек не могли обеспечить движение лодки своим ходом, поэтому лодка шла на буксире сначала у этого линейного корабля, а затем у ледокольного буксира "Силач". Только через неделю —11 апреля — подводная лодка добралась до Кронштадта. Носовая часть ее корпуса имела серьезные повреждения от ударов о корму линкора, когда его движение преграждалось мощными льдами.

К середине 1918 г. судовой комитет лодки подобрал недостающую команду. Под руководством старшего механика были отремонтированы все механизмы, и к осени лодка вновь стала вполне боеспособной.

26-28 ноября 1918 г. подводная лодка "Тур" провела свой первый боевой поход: она прорвала блокаду, проникла на Ревельский рейд и доставила командованию Балтфлота ценные сведения об английском флоте. День 28 ноября 1918 г.—дата первого боевого похода советской подводной лодки — многие годы был праздником бригады подводных лодок Балтийского моря.

15 августа 1920 г. Г.М. Трусов переводится старшим инженер-механиком на подводный заградитель "Рабочий". За участие в возрождении Красного Флота, за честную "и бескорыстную службу командование флота приказом № 434 от 13 мая 1922 г. присвоило Г.М. Трусову высокое звание Героя Труда Красного Балтийского флота.

Григория Мартыновича очень увлекала преподавательская работа. Он стремился весь свой богатый опыт и знания передать будущим командирам Красного флота. Много лет он преподавал в школе подводного плавания, где был руководителем учебной части, а с 1925 по 1927 г. преподавал устройство подводных лодок и двигателей внутреннего сгорания в Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе и на курсах командного состава (с одновременным исполнением обязанностей инженер-механика подводной лодки "Рабочий").

7 ноября 1927 г., в день 10-й годовщины Великого Октября. Революционный Военный Совет Морских сил Балтийского моря, отмечая заслуги старшего механика подводной лодки "Рабочий" Г.М. Трусова, наградил его почетной грамотой.

С 1 декабря 1927 г. Григорий Мартынович был переведен старшим инженер-механиком на подводную лодку "Ленинец", а в 1932 г. назначен главным строителем одной из серий подводных кораблей. Его выдающаяся работа в этой области была высоко оценена партией и правительством: в 1934 г Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет СССР наградил его высшим орденом Советского Союза — орденом Ленина.

Война с фашистской Германией нанесла большой урон нашей судостроительной промышленности. В тяжелых условиях блокады Ленинграда рабочие-судостроители закончили постройку и сдали флоту несколько боевых кораблей. Часть недостроенных лодок была выведена на Север. Г.М. Трусов выезжает туда, успешно заканчивает достройку и сдает их флоту.

1944 г. Григорий Мартынович кяк специалист, имеющий большой опыт эксплуатации и постройки подводных лодок, был зачислен старшим преподавателем спецдисциплин в учебный отряд. В эти годы он много занимался историей подводного флота, разработал экспозлцию выставки "История развития отечественного подводного кораблестроения" и написал работы: "Развитие советских подводных лодок в период 1918-1945 гг " (1952 г.) и "Подводные лодки в русском флоте" (1953 г.) Будучи преподавателем Высшего Военно-Морского Училища имени М.В. Фрунзе, он написал целый ряд учебников и руководств для подготовки специалистов флота (в основном по двигателям).

В 1953 г. в возрасте 64 лет инженер-капитан 2 ранга Г.М. Трусов выходит в отставку. В продолжение всех 43 лет службы подводника он постоянно совершенствовался в своей профессии, и "отдавал все свои силы, знания и богатый опыт развитию отечественного флота и подготовке кадров советских подводников. Но и с выходом в отставку Г.М. Трусов не порывал связи с флотом: он часто выезжал на корабли, читал лекции, продолжал делиться своим опытом с молодыми подводниками.

Много времени Григорий Мартынович уделял общественной работе. С 1939 по 1948 г. он избирался депутатом Ленинградского Областного Совета депутатов трудящихся.Большая работа Г.М. Трусова в области создания советского военно-морского флота и подготовки кадров военных моряков была по достоинству оценена: он был награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени и Красной Звезды и боевыми медалями. В 1956 г. Г.М. Трусов был награжден медалью "За трудовую доблесть".

Многолетний кропотливый труд по изучению архивных документов и литературных источников, а также более чем сорокалетняя служба на флоте дали Григорию Мартыновичу возможность создать капитальный труд по истории отечественного подводного судостроения — "Подводные лодки в русском и советском флоте" (Судпромгиз, 1957). Эта книга имела большой успех.

22 февраля 1960 г., на 72 году жизни, Григорий Мартынович Трусов скончался.

Н.И. Морозов